вторник, 2 августа 2011 г.

Норвегия . Брейвиг наносит еще один удар .

Террор норвежского убийцы: бунт одиночки или проявление европейского антиисламизма?

32-летний норвежец Андерс Беринг Брейвик, задержанный по обвинению в терактах в Осло и на острове Утейя 22 июля, чье совокупное количество жертв составило 76 человек, не походит на тех террористов, к которым уже привык за последние десятилетия Запад. Не исламист, не левак, не асоциальный элемент или сумасшедший, решивший отомстить за свои неудачи обществу. Брейвик родился и жил в престижном районе норвежской столицы, занимался дайвингом и бодибилдингом, не испытывал проблем с деньгами, имел собственную компанию по выращиванию овощей. Единственный раз был задержан полицией десять лет назад за превышение скорости. Типичный представитель европейского среднего класса. Глядя на портреты этого человека, голубоглазого блондина, вспоминаются ницшеанские «белокурые бестии», грядущие, чтобы предвозвестить торжество нордической цивилизации.
Главный вопрос, конечно, в мотивации Брейвика. Пытаясь ее найти, СМИ быстро ухватились за информацию о том, что он был «консервативным христианином» (это указано в аккаунте Брейвика в социальной сети Facebook) и в последние годы много писал на праворадикальных форумах. Следовательно, он правый радикал, неонацист, которых в Скандинавии в 1980–1990-е годы было немало и которые до сих пор там активны? Таким простым и логичным могло бы быть объяснение случившегося, однако факты разрушают столь элементарную версию.
Также в разделе:


Культовые здания в Петербурге встраивают в новые шопинг-центры
В аккаунте Брейвика в Facebook в числе его интересов указаны не только консерватизм и христианство, но и масонство. И даже выложено фото, где он с улыбкой позирует в традиционном облачении «вольного каменщика». Как быстро выяснили норвежские журналисты из таблоида VG, Брейвик действительно был масоном: вплоть до теракта он состоял в ложе «Святого Олафа трех колонн», крупнейшей ложе Норвежского ордена масонов, основанной еще в 1903 году. Судя по голубому фартуку на его фото, Брейвик успел стать масоном 3-го градуса (мастер), достаточно высокого, учитывая, что максимальный градус в этой ложе – 10-й. Консерватор, правый радикал – и одновременно масон? Это абсурд для знатоков ультраправого подполья. В одном из высказываний Брейвика, которые сейчас собраны и выложены журналистами на сайте www.document.no, он так отзывался в декабре 2009 года о христианстве: «Вот 10 причин, по которым современная Церковь умрет... Я сам протестант, был крещен по своей воле в 15 лет. Но сегодня Протестантские Церкви – это шутка. Священники в джинсах, которые ходят на марши в защиту Палестины, и храмы, которые выглядят как минималистские торговые центры...»
Брейвик в последнее время действительно много выступал на праворадикальных форумах, однако если внимательно посмотреть, что он там писал, то спектр его взглядов удивляет. Так, Брейвик высказывается против классических ультраправых партий, основанных на принципах национализма (этноцентризма): «Этноцентризм – полная противоположность того, что мы хотим достичь». Предлагаемые им идеи он кратко излагает так: «антирасистская, прогомосексуальная, произраильская линия» (vеr anti-rasistiske/pro-homser/pro-Israel linje). В другом месте Брейвик перечисляет элементы составляемой им программы «Декларация независимости Европы 2083 года», которую затем, за несколько часов до терактов, выложит в Интернет. В числе прочего – «борьба с расизмом», «поддержка Израиля» и «свободный рынок». Эти принципы Брейвик называет «консерватизмом». Но, как видим, от традиционного европейского консерватизма эти взгляды весьма далеки – по сути, это современный западный либерализм, хотя и антилевацкий и антиисламский. Стоит добавить: полиция Норвегии отмечает, что нет никаких данных о связях Брейвика с ультраправыми группировками, чьи действия, собрания, переписка и т.п. находятся под пристальным вниманием правоохранительных органов страны.
В качестве положительного примера политической партии Брейвик отзывался в Интернете о норвежской Партии прогресса (Fremskrittspartiet). 23 июля с.г. председатель партии Сив Йенсен подтвердила в интервью норвежскому телеканалу TV.2, что Брейвик с 1999 по 2006 год официально был членом этой партии, но с 2007 года перестал участвовать в ее мероприятиях и платить членские взносы. Но и высказываемым в последнее время взглядам Брейвика Партия прогресса вполне соответствовала. Можно вспомнить хотя бы, что в декабре 2007 года ее пресс-секретарь Пер-Вилли Амундсен публично заявил, что если действующий в Норвегии Исламский совет откажется решительно осудить смертную казнь для гомосексуалистов (что практикуется в исламских государствах), то его дальнейшее финансирование из госбюджета будет подобно финансированию неонацистов. При этом Партия прогресса занимает жесткую позицию в отношении иммиграции из мусульманских стран Азии и Африки. Можно отметить аналогичные тенденции и у ряда антииммигрантских партий в других европейских странах. Пим Фортейн, глава партии «Список Пима Фортейна», выступавшей в 2002 году на выборах с требованием запрета мусульманской иммиграции в Нидерланды и набравшей 17% голосов избирателей, выступал в поддержку однополых браков. Аян Хирши Али, сомалийка, известный борец с исламизмом в Голландии (вместе с Тео Ван Гогом она стала автором фильма «Покорность»), депутат антииммигрантской Народной партии за свободу и демократию, в 2006 году выступала в поддержку «теста», предложенного чиновниками для проверки толерантности иммигрантов в Голландии: в нем предлагалось одобрить видеоролик с поцелуем двух мужчин. Недавно созданная в Германии антииммигрантская Партия свободы на выборах депутатов Берлина в этом году озвучила лозунг «защиты меньшинств – гомосексуалистов и евреев» (подразумевается – от мусульман-иммигрантов, насаждающих во многих кварталах города свои порядки).
Появились первые попытки сравнения «норвежского стрелка» с террористами из «Аль-Каиды». Однако эта параллель хромает. У исламистов, как и у других радикальных течений, есть программа переустройства мира, привлекающая в нее радикалов-боевиков. Брейвик – одиночка, мечтающий о сохранении привычного западного общества, но без иммигрантов-мусульман. Своеобразный аналог героя фильма «С меня хватит!», типичного примерного гражданина, в какой-то момент взявшегося за оружие из-за чувства несовпадения реальности с тем, к чему он привык.
Согласно многочисленным признаниям Брейвика, к терактам его подтолкнуло многократно наблюдаемое в его родном Осло насилие молодых иммигрантов-мусульман по отношению к норвежцам. Последней каплей, после чего он решил прибегнуть к террору, стали, возможно, погромы, учиненные мусульманской молодежью в центре Осло 9 января 2009 года, когда после заявлений норвежского министра в поддержку Израиля толпы молодых арабов, курдов и пакистанцев с битами и «коктейлями Молотова» бросились громить все на окрестных улицах, избивая по пути людей европейской наружности. Таким образом, в Норвегии повторились массовые беспорядки иммигрантской мусульманской молодежи, происходившие в 2001 году в Британии и в 2005 году во Франции, что вполне могло подтолкнуть молодого норвежца к отрицательному отношению к мусульманам вообще, хотя ранее в школе его ближайшим другом был пакистанец.

27 июля турецкий премьер-министр Реджеп Эрдоган заявил по поводу устроенных Брейвиком терактов: «Те, кто прежде выступал с позиции исламофобии, теперь после этих событий не могут сказать что-либо в свое оправдание». Словно руководствуясь подобной логикой, днем ранее министр по вопросам равенства и интеграции Норвегии Аудун Лисбаккен на встрече с лидерами мусульманской общины Осло пообещал им «создать еще более толерантное общество». Однако речь идет не о феноменах сознания, а о фактах реальной жизни. Так, в своих записях Брейвик неоднократно сетует на постоянно наблюдаемые им факты сексуального и иного насилия со стороны молодых иммигрантов-мусульман в отношении коренного населения. В представленном в мае с.г. докладе полиции «Насилие в глобализированном городе» официально признается, что в 2010 году из идентифицированных в Осло насильников 49,3% составляли выходцы из стран Ближнего Востока, Азии и Африки и лишь 34,9% – собственно норвежцы, хотя процент иммигрантов из стран третьего мира в Осло во много раз меньше доли коренного населения. Последним и наиболее вопиющим случаем стало изнасилование 19 июля с.г. (всего за три дня до учиненных Брейвиком терактов) беженцем из Северной Африки 20-летней норвежки средь бела дня прямо на ступенях здания норвежского парламента, охрана которого предпочла не вмешиваться в происходящее. В марте с.г. норвежская газета Aftenposten опубликовала интервью с норвежцем Патриком Асерудом, вынужденным переехать из Осло в провинцию из-за «геттоизации» его родного района Грорудаллен. По его словам, там стало «очень трудно быть коренным норвежцем ввиду ужасного давления со стороны населения, навязывающего свои нормы жизни, которые чужды нам, западным людям» и «мы превратились там в меньшинство в своей стране, чувствуем себя чужими». Судя по всему, одно лишь осуждение преступления Брейвика не устраняет проблем, его породивших.

Комментариев нет:

Отправить комментарий