Если владельцу квартиры, выставленной на продажу, нужно срочно ее реализовать, приходится снижать цену. Ну а если собственник не ограничен сроками?
Что можно сделать, чтобы получить максимальную сумму за свои квадратные метры? Давайте послушаем опытных риелторов.

Красивая «упаковка»

Продавцу, намеренному выгадать на продаже своих квадратных метров как можно больше, риелторы советуют обстоятельно подойти к делу. Чтобы определить максимальную, но все же реальную цену, нужно провести локальное исследование рынка недвижимости – в пределах своего района и округа – и выяснить все слабые и сильные стороны вашего предложения. Для этого можно сделать обзвон по рекламным объявлениям и пообщаться с продавцами аналогичных квартир.
Если в ваших планах выставить квартиру в продажу по цене выше рыночной, вы должны четко аргументировать озвученную стоимость и знать все возможные плюсы своего предложения. «Таковыми могут быть чистый подъезд, благоустроенный двор с площадками, хорошие соседи и т. п.», – говорит Светлана Бирина, руководитель департамента городской недвижимости компании «НДВ-Недвижимость».
Большим плюсом, особенно в центре Москвы, является наличие парковки и машино-места. «Также немалое значение имеют документы на квартиру, – указывает Андрей Панов, менеджер по продажам городской недвижимости IntermarkSavills. – Если квартира в собственности, лучше всего, когда у нее один, максимум два собственника. Безусловно, совершеннолетние. Если речь идет о переуступке прав инвестирования, то в этом случае покупатели предпочитают схему с договором долевого участия. Практика сделок показывает, что важным в этом случае также является известное имя застройщика». Все это факторы, которые «работают» на продавца, а вот его участие в альтернативной цепочке вряд ли будет повышающим коэффициентом для цены продажи.
Как известно, товар в красивой обертке продается лучше. Попробуйте сделать нечто подобное. Квартира при продаже должна быть чистой, не перегруженной предметами обстановки, в ней не должно быть старой мебели, напоминает Андрей Панов. Если квартира находится в плохом состоянии, возможно, стоит подумать о том, чтобы сделать хотя бы минимальный косметический ремонт. Причем чем выше класс продаваемой квартиры, тем больше в нем имеется необходимость и тем лучше он окупит себя. «Предложения с новой и качественной отделкой – один из дефицитных и востребованных на рынке продуктов, причем независимо от того, кризис на дворе или нет, – свидетельствует Александр Зиминский, директор департамента элитной недвижимости компании Penny Lane Realty. – Покупатели элитной недвижимости предпочитают готовые к проживанию варианты и готовы платить за такие предложения больше, хотя цена квартиры с отделкой всегда минимум на 20-30% выше аналогичных предложений без ремонта». Если это новостройка, выполните отделку – без нее сейчас продать квартиру будет сложно.
Очень важна грамотная рекламная кампания: размещение объявлений в известных рекламных источниках. «Положительно влияют на спрос объявления в интернет-изданиях с фотографиями, – утверждает Светлана Бирина. – Можно сделать презентацию объекта, включив в нее наиболее выигрышные фотографии».

Одно или много?

Часто продавцы в погоне за выгодой обращаются сразу к нескольким агентам, полагая, что это повысит эффективность процесса. В действительности все происходит ровно наоборот.
Как правило, между известными профессиональными агентствами обмен информацией происходит регулярно. «Об объекте, поступившем в одну-две компанию, в любом случае узнают брокеры и других [компаний], они регулярно мониторят рынок, и это в принципе выгодно и тем и другим, – объясняет Александр Зиминский. – Часто, когда одну и ту же квартиру предлагает большое количество участников рынка, происходит «замыливание» информации. У покупателя даже за короткий период времени складывается ощущение, что с квартирой что-то не то, поскольку ее продают все агентства, а она до сих пор на рынке». Если агентов много, продавец может забыть предупредить кого-то из них, например, об изменении цены, или агентства не одновременно изменят ценник в объявлениях – в этом случае на рынке возникает противоречивая информация о данном объекте, что опять-таки не в его пользу.
Собственнику во всех отношениях проще вести политику продажи с одной риелторской компанией. В противном случае он вполне может быть дезориентирован: «Часто бывает, что покупатель звонит во все агентства и сообщает, что заключит сделку через того посредника, который сумеет добиться от продавца наилучших финансовых условий, – рассказывает Андрей Панов. – У продавца складывается ошибочное впечатление, что покупателей много». И он может принять неправильное решение, потеряв, возможно, единственного претендента.
И наконец, главное: когда вы подписываете с агентством эксклюзивный договор, то реклама выходит во всех эффективных изданиях. Продавец может быть уверен, что по его объекту будет проведена полномасштабная рекламная кампания. Но если вы сотрудничаете сразу с несколькими агентствами, большинство из них предпочитает не задействовать дорогие и эффективные рекламные носители. «При нежелании продавца «отдаваться в одни руки» агентства могут способствовать продаже, но и работать с клиентом будут не в полную силу», – подтверждает Светлана Бирина.
Впрочем, как уверяет Алексей Шленов, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Брокеридж», на московском рынке вторичной недвижимости все уже работают только по эксклюзивным договорам, за исключением элитного сегмента, где такой договор не является обязательным. «К этому пришли эмпирическим путем, но в каких-то городах эксклюзива нет», – говорит эксперт.

Торг уместен

Если ваша квартира пользуется повышенным спросом, есть смысл устроить между покупателями аукцион. Он может быть как заочным, когда вы сообщаете претендентам: «По этой цене уже есть покупатель, но вы можете его перекупить», так и очным. В этом случае на просмотр приглашаются все покупатели в одно время, что дополнительно стимулирует интерес к объекту и вызывает конкуренцию.
Как рассказал Алексей Шленов, аукционы бывают двух типов: «американский аукцион» – это открытые торги, в которых участвуют единовременно все потенциальные покупатели и идет пошаговое повышение цены. В «голландском аукционе» обратная ситуация: объект выставляется по максимальной цене. Затем цена с определенным временным и финансовым шагом снижается, и объект отдается тому, кто первый в определенный момент сообщает о готовности купить объект за эту цену».
Первый тип аукциона часто происходил до кризиса, когда рынок был перенасыщен покупателями, а цены неумолимо бежали вверх. Сегодня, в виду особенностей посткризисного рынка, аукцион как таковой уже не так актуален. Покупателю проще найти другой вариант, чем «бороться деньгами». И все же, если вы уверены, что ваша квартира вызовет достаточно высокий интерес, можно попробовать. Выставьте квартиру в рекламных объявлениях по цене несколько ниже, чем стоимость аналогичных предложений. Это вызовет повышенное внимание, по объекту будет больше звонков, просмотров. Кто-то из покупателей откажется от покупки, а кто-то, возможно, согласится заплатить больше начальной стоимости. Обычно продавец не повышает цену в рекламе, все происходит на уровне переговоров.

Раз, два, три… продано!

Что касается открытых торгов, такая форма продаж недвижимости на нашем рынке практически отсутствует. Через аукцион продается небольшая часть квартир, в основном те, что находятся под залогом у банка, т. е. обременены ипотечным кредитом, который заемщик не может выплатить.
Не так давно портал «ГдеЭтотДом.РУ» объявил о намерении запустить интернет-аукцион недвижимости. Сейчас, как сообщил Рубен Акопов, генеральный директор портала, аукцион начинает функционировать как очное мероприятие, проходящее в аудитории, с привлечением профессионального аукциониста, присутствием участников, подъемом карточек во время торгов и всеми атрибутами, присущими любому аукциону. «У нас есть планы по организации интернет-аукциона, возможно, они будут реализованы уже в этом году. В любом случае интернет-аукцион не будет заменой очного мероприятия, скорее всего, они будут существовать параллельно», – говорит Акопов.
Вот условия этого аукциона. Обратиться туда, чтобы выставить недвижимость на торги, может только профессиональный риелтор. Аукцион не работает с продавцами напрямую. Чтобы сотрудничать с аукционом, риелторы проходят регистрацию и представляют необходимые документы. Зарегистрированные агенты могут обращаться к аукциону неограниченное количество раз. В настоящий момент регистрация проводится бесплатно. «Мы заинтересованы в сотрудничестве с риелторами и проводим для них бесплатное обучение. Ввиду высокой занятости риелторов мы даже приезжаем в агентства недвижимости и обучаем агентов на рабочем месте, – рассказывает Рубен Акопов. – Продавец квартиры платит 5000 руб. за то, чтобы выставить объект недвижимости на аукцион. Эта сумма вносится при подписании договора поручения между аукционом и продавцом. Входная плата нужна для того, чтобы призвать продавца ответственно относиться к определению начальной цены. Ведь если ничего не брать, продавец может и однокомнатную квартиру в Марьино за миллион долларов выставить».
Продается через такой аукцион не всякая недвижимость. «Как правило, к аукциону обращаются тогда, когда реализовать объект другим способом не удается, – констатирует организатор. – Так что риелтор выбирает между возможностью получить часть комиссии или не получить ничего».