воскресенье, 12 июня 2011 г.

Адам Михник: Бандит Лукашенко просто сошел с ума

Редактор «Газеты выборчей» Адам Михник в ходе работы Вроцловского Глобального форума поделился своим видением ситуации в Беларуси. Он считает, что любые переговоры с Лукашенко, пока в тюрьме находятся политзаключенные, исключены. Известный польский журналист дал интервью Радио «Свабода».

- Почему потерпела неудачу политика диалога с официальным Минском и продвижения Беларуси в Европу, которая проводилась в 2008-2010 годах? Она же в некотором смысле была выгодна и Лукашенко.

- В такой политике есть большой риск. И то, что произошло в Беларуси - это очень обидно, это катастрофа. Логика не только европейцев, но и части белорусского оппозиции была такова, что нужно экономически немного поддержать Лукашенко, чтобы он не пошел до конца по пути в новый СССР. Но не повезло.

- Польский министр иностранных дел Радослав Сикорский вместе с немецким коллегой Гидо Вестервелле во время избирательной кампании посетили Лукашенко. За более-менее честные выборы ему обещалась финансовая помощь. Вместе с тем Европа, в том числе и Польша, поддерживали оппозицию, конкурентов Лукашенко в избирательной кампании. Не посчитал ли он это лицемерием, не посчитал, что на самом деле Запад хочет его кинуть?

- Это было не лицемерие, а двусторонняя политика. Ни Сикорский, ни Вестервелле никогда не скрывали, что их цель - демократический процесс в Беларуси. Но Лукашенко их перехитрил.

- Сейчас многие считают, что Запад, объединенная Европа должны вести жесткую политику в отношении Беларуси, вплоть до введения экономических санкций. А каково ваше мнение? И кстати, как «Солидарность» относилась к санкциям, которые США ввели после введения в Польше в 1981 году военного положения?

- Скажу откровенно, что я на стороне белорусского демократии и считаю Лукашенко бандитом и тираном. Однако мы видели ситуации, когда тирании превращались в либеральный авторитаризм.

Я был за санкции в 1981 году, несмотря на то, что некоторые говорили, что это политика предательства своей родины. Но когда лидеры «Солидарности» увидели, что началась оттепель, заработала новая логика. Мы увидели противоречия в лагере власти, разделение на консерваторов и реформистов. То же самое было в СССР во времена Горбачева.

Я рассуждал так же, как и Андрей Дмитриевич Сахаров - что нужно расширять эту трещину, надо участвовать в процессе.

Я полагаю, что такая же логика в отношении Беларуси была у Сикорского в 2008 году. Но один раз это выигрывает, другой раз - проигрывает.

- А какой должна быть западная политика сейчас: жесткая линия или попытка расширения трещины, которой, возможно, и нет?

- Пока люди в тюрьме, нет места линии на расширение трещины и диалог. Их нужно вырвать оттуда. Потом разговор возможен. Но я по отношению к Лукашенко немного пессимист. Я боюсь, что он просто сошел с ума. Он совершенно обезумел, всех боится, никому не доверяет.

- Тот факт, что Беларусь в настоящее время из-за жесткой политики Запада попадает во все большую зависимость от России - это имеет какое-то значение?

- Безусловно, имеет. Но параноик не может делать никаких уступок. После этих политических процессов уступки со стороны Запада были бы большой ошибкой, которой бы не поняла демократическая общественность Беларуси.

Комментариев нет:

Отправить комментарий