Смерть под колесами транспорта, по статистике, является одним из самых популярных способов самоубийств после повешения, глотания смертельных доз таблеток, падения с высоты и вскрывания вен. Причем все чаще самоубийцы выбирают для расчета с жизнью метро. В питерской подземке только за 5 месяцев произошло 18 суицидов.
15 февраля очередной потенциальный самоубийца пытался свести счеты с жизнью, бросившись под вагон электропоезда на станции метро «Купчино». Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе ГУП «Петербургский метрополитен», это 18-й случай за последние 5 месяцев. В одном случае попытка самоубийства закончилась «удачно», то есть смертью человека. Во всех остальных случаях несчастные отделались травмами различной степени тяжести.
Мужчина, бросившийся на рельсы в «Купчино», остался жив, однако его поступок стал причиной серьезного сбоя в работе метрополитена, психологической травмы для машиниста и случайных свидетелей. Тысячи пассажиров испытали стресс, поскольку им пришлось в полной неизвестности провести несколько томительных десятков минут в темных тоннелях. Очевидно, что психологические травмы и материальные потери других людей самоубийц волнуют в последнюю очередь. Но что все-таки движет людьми, собирающимися уйти в мир иной посредством самого массового вида общественного транспорта — метрополитена?
«В первую очередь — относительно надежный, по их мнению, способ самоубийства, — считает врач-психиатр Олег Дмитриев. — Поезда в метро идут с большой скоростью, быстро остановиться трудно. К тому же самоубийца надеется если не погибнуть непосредственно под колесами поезда, то получить смертельный разряд на рельсах. Кроме того, некоторым психически нездоровым людям — а абсолютно все суицидники относятся именно к такой категории граждан — комфортнее, скажем так, покончить с собой вы замкнутом пространстве на глазах у других людей. На миру, как говорится, и смерть красна. Подобные эффектные способы суицида выбирают личности истероидного склада, которые пытаются не столько рассчитаться с жизнью, сколько своим поступком эпатировать окружающих. Люди в тяжелой депрессии, действительно не видящие смысла в жизни, кончают с собой по-тихому, в одиночестве, и не так «красочно». Вешаются, травятся, режут вены...».
Психиатры уверены, что абсолютно психически здоровый человек даже под влиянием трагедии, невыносимой потери не будет предпринимать попыток самоубийства. Как бы ему не было тяжело, он понимает, что ответственен за других людей. Он даже в самые тяжелые минуты ценит радости жизни и понимает, что из любого трудного положения всегда найдется выход.
Публичная смерть в метрополитене — проблема каждого мегаполиса в любой стране мира. Кроме того, именно в таком виде суицидов задействован так называемый «эффект Вертера» — череды подражающих самоубийств, идущих точно вслед за широко освещенным в СМИ суицидом. Американский ученый Филлипс обнаружил, что в течение двух месяцев после каждой громкой публикации о самоубийстве суициды совершали на 58 человек больше, чем обычно. Примечательно при этом, что чем шире была огласка содеянного — тем точнее были его «копии». Например, если в информации указывалось, как именно покончил с собой человек определенного возраста и какая драма этому предшествовала, то можно со значительной долей уверенности сказать, что следующие несколько самоубийств будут происходить с людьми, оказавшимися в аналогичной ситуации, и приблизительно той же возрастной группы, причем и способ суицида будет повторен.
«Так поступают, как правило, закомплексованные, неуверенные в себе люди, для которых освещение сцены самоубийства является неким руководством к действию. Это люди индуцированные, им просто не приходят в голову иные способы выхода из травмирующей ситуации», — считает психиатр Олег Дмитриев.
В конце прошлого века в Австрии Венский Центр Кризисной помощи совместно с сотрудниками Венского метрополитена решили больше не освещать факты суицидов в метро или, по крайней мере, не делать из них сенсации, уделяя данным происшествиям минимум внимания. Уже через месяц количество самоубийств в метро снизилось почти в 3 раза. С тех пор в австрийской прессе действует негласный запрет на освещение подобных трагических событий. При этом в большинстве европейских стран при ЧП такого рода даже службы метрополитена информируют пассажиров исключительно о технических причинах, стараясь не вызывать паники. В России тоже машинистов и персонал на станциях обязывают сообщать о ЧП (при этом о причинах происшествия он сообщать не обязан). Причем, по словам пресс-секретаря «Петербургского метрополитена» Юлии Шавель, в последнее время машинист обязан также называть приблизительные сроки устранения проблемы с движением. Однако на практике так случается далеко не всегда.
Например, по словам очевидцев, во время происшествия 15 февраля на станциях регулярно сообщалось лишь о том, что поезда по «синей» ветке движутся только до станции «Московская», а до станции «Купчино» движение прекращено, и этого было явно недостаточно. Пассажиры оставались в неведении и начинали паниковать от отсутствия информации. При этом в то же самое время в поезде, ехавшем в обратном направлении, постоянно объявлялось, что остановки связаны с падением человека на рельсы на станции «Купчино». Машинист также предлагал открыть форточки в вагонах, где становится душно при долгих остановках на перегонах.
Между тем убивать себя в метро не только неэстетично, негуманно и даже невежливо по отношению к другим людям, но и недостаточно эффективно. По словам специалистов, «удачно» (то есть смертью самоубийцы) заканчивается лишь каждая третья попытка. Либо сердобольные пассажиры помешают суициднику, либо он сам «неудачно» падает, попадая не под колеса или не на контактный рельс, а в безопасное место, либо спасает бдительность сотрудников метрополитена, заметивших через систему видеонаблюдения неадекватное поведение пассажира.
Хотя, если человек твердо намерен расстаться с жизнью, он все равно это сделает. Так, по словам Юлии Шавель, недавно пассажирам удалось не дать броситься под поезд пассажиру. Однако самоубийца оказался хитрее. Он сделал вид, что передумал прыгать, а затем спустился на другую платформу этой же станции и кинулся под поезд уже там, причем на этот раз удачно. Вопрос, почему ни персонал подземки, ни пассажиры не вызывали психиатров или милицию, остается без ответа. По словам пресс-секретаря, «у них нет на это полномочий».
Бороться с «подземными» самоубийцами практически бесполезно. Видеокамеры фиксируют ЧП, но зачастую слишком поздно. Легенда о том, что на ряде станций петербургского метрополитена тоннели сделали закрытыми исключительно из-за защиты от самоубийц, тоже оказалась легендой. По словам Юлии Шавель, делалось это в хрущевские времена исключительно из соображений экономии — чтобы не отделывать путевые стены.
Из 18 последних осуществленных в Петербурге попыток суицидов в октябре произошло 4 случая, в ноябре — 5 (на «Спортивной» самоубийца погиб). Больше всего кончали с собой в декабре — 6 попыток. В январе осуществлено 2 попытки, и пока одна — в феврале. По словам Юлии Шавель, все случаи — это именно попытки самоубийств, а не случайные падения. Видеокамеры зафиксировали эти печальные моменты: люди целенаправленно бросались на рельсы, а не были жертвами давки или преступления.
В метрополитене сообщают, что самый массовый вид общественного транспорта в силу ряда причин просто не может моментально перестроить работу и восстановиться после таких ЧП.
«Электропоезд — не автобус, он не в состоянии объехать упавшего человека, — говорят в пресс-службе. — Мы просим понимания у пассажиров и призываем быть бдительными. Почти на каждой станции, а также на сайте метрополитена размещена информация, как надо действовать в случае падения на рельсы и какую помощь надо оказать жертвам ЧП».
Тема самоубийств в метро стала такой популярной, что уже ходят байки о том, что самоубийца «обязательно старается поймать взгляд машиниста подходящего поезда, и потом глаза умирающего мерещятся несчастному машинисту до конца жизни и он становится профнепригоден». Как замечают психиатры, если бы это было так, то тест на психическую устойчивость не сдал бы ни один машинист подземки. Тем более трудно представить самоубийцу, в последние секунды перед решающим шагом пытающегося поймать взгляд машиниста мчащегося поезда.
«Конечно, это легенды, — говорят в пресс-службе питерской подземки. — Перед началом каждой смены машинист в обязательном порядке проходит медицинский осмотр, включая психологическое обследование. Специальная программа на компьютере фиксирует его состояние и, если что-то не так, дает сигнал, машинист отстраняется от работы».
Самоубийцы, конечно, травмируют психику машинистов, но не до такой степени, чтобы они стали профнепригодны. Водителям могут дать психологически разгрузиться, на несколько часов или максимум дней. Машинисты все-таки не тургеневские барышни, хотя суицидники в метро очень серьезно, простите за цинизм, осложняют жизнь всем остальным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий