понедельник, 28 февраля 2011 г.

Азербайджан: какого цвета будет революция ?

Азербайджан: какого цвета будет революция

Нефтегазовая политика руководства страны и ее национальные интересы

Валерий Калабугин
Ильхам Алиев (на снимке вместе с супругой Мехрибан-Ханум)
На днях в Баку состоялась торжественная церемония сдачи в эксплуатацию нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан, который, по мнению ряда экспертов, коммерчески весьма сомнителен, зато очень выгоден Западу политически и явно бьет по интересам РФ на Каспии. Причем не только в том смысле, что каспийская нефть теперь может поставляться на экспорт в обход России, но прежде всего потому, что в странах Кавказа и Центральной Азии теперь «легче» будут проходить цветные революции. К слову сказать, не за горами очередные президентские выборы в Казахстане и Туркменистане (2006 г.) А ближе всего – очередные парламентские выборы в Азербайджане (ноябрь 2005 г.).

Контракт века

Как бы кому-то ни хотелось, но надо признать, что позиции России как в Азербайджане, так и в Каспийском регионе в целом за последний десяток лет серьезно ослабли. «Каспийские углеводороды – это инструмент для того, чтобы геополитически и экономически вывести Среднюю Азию и Закавказье на мировые рынки, оторвать их от России и тем самым ликвидировать возможность постсоветской имперской реинтеграции», – писал известный американский политолог Збигнев Бжезинский. Сегодня очевидно, что «рецепт» Бжезинского сработал. Альтернативный российским маршрутам транспортировки нефти нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан стоимостью 3,6 млрд. долл. готов. И это несмотря на то, что уже несколько лет функционирует Каспийский трубопроводный консорциум, через который азербайджанская нефть могла бы поступать в систему российской «Транснефти». Скоро начнут строить альтернативный российским маршрутам газопровод Баку–Тбилиси–Эрзурум. В Азербайджане ведущие позиции занимают западные энергетические компании. Из российских компаний в Азербайджане присутствует только НК «ЛУКОЙЛ». Да и та продала свои 10% в известном проекте «Азери–Чираг–Гюнешли». В «ЛУКОЙЛе» говорят, что продажа никак не была связана с политикой. Может быть, это и так, но вот появление российской компании в «контракте века» было связано с прозападной политикой Гейдара Алиева и проблемными отношениями России с Азербайджаном самым прямым образом.

«Контракт века» начали готовить в правительствах президентов Азербайджана Муталибова и Эльчибея. Россия поначалу в проекте не фигурировала. В 1993 году глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов пытался обсудить с Эльчибеем участие компании в проекте, но ничего не добился. В ответ тогдашний российский министр иностранных дел Андрей Козырев заявил, что Москва не признает контракта. А затем последовал мятеж против Эльчибея, который организовал известный герой карабахской войны 1991–1992 годов, полевой командир Сурет Гусейнов, по слухам состоявший в тесной дружбе с располагавшейся в Гяндже российской дивизией ВДВ. Среди свидетелей тех трагических событий ходит история, весьма похожая на реальность. Якобы Гейдар Алиев приезжал к Гусейнову, вставал перед ним на колени и говорил: «У тебя есть сила, а у меня мудрость». Похоже, что тогда они договорились. В результате Эльчибей вынужден был бежать из Баку, куда вместо него вместе с подконтрольными Гусейнову войсками въехал Гейдар Алиев, который немедленно был избран председателем парламента, а уже в октябре 1993 года стал президентом Азербайджана. В качестве благодарности Алиев назначил Гусейнова премьер-министром. Но приход к власти Алиева не оправдал российских ожиданий. Когда в 1994 году в рамках «контракта века» получили огласку новые проекты, России там опять не оказалось. И снова последовал мятеж Гусейнова, но уже против Алиева. Мятеж был подавлен, Гусейнов бежал в Россию. А «контракт века» к сентябрю 1994 года был готов к подписанию, и опять – без России. В третий раз вспыхивает мятеж. На сей раз он поднят отделом милиции особого назначения под командованием Ровшана Джавадова. Несколько дней в центре Баку шел бой, были убитые и раненые. Сотни человек были арестованы. После этого в «контракт века» вошел «ЛУКОЙЛ».

Ни чужим, ни своим

Весной 2003 года компания продала свою долю в проекте. С тех пор Министерство налогов Азербайджана время от времени заявляет, что российская компания должна заплатить налог на прибыль с этой сделки. Местные налоговики вменяют ей недоимку в 250 млн. долл. «Этот вопрос постоянно в нашем внимании, – говорит министр налогов Азербайджана Фазиль Мамедов, – и периодически переговоры ведутся». Министр отмечает, что пока власти страны не хотели бы судиться с «ЛУКОЙЛом». Но такой возможности в будущем Мамедов не исключил. Сегодня «ЛУКОЙЛ» испытывает осложнения и с другим азербайджанским проектом – по освоению сухопутных месторождений структуры Говсаны-Зых. Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) грозит аннулировать партнерство по проекту. Конечно, трудности «ЛУКОЙЛа» в Азербайджане можно объяснять тем, что руководящий клан и его окружение вытесняют и не пускают «чужих» в доходный бизнес. По мнению оппозиции, это так и есть. Из доходных сфер изгоняют не только «чужих», но и отечественных олигархов, так как они не принадлежат к правящему клану или не испытывают к нему должного благоговения. Из страны пришлось уехать, например, одному из богатейших людей Азербайджана, бывшему спикеру меджлиса и лидеру Демократической партии Азербайджана Расулу Гулиеву, который поддерживал на последних президентских выборах противника Ильхама Алиева Ису Гамбара. Гулиев просил политического убежища в США. Другой оппозиционер-олигарх Рза Ибадов обосновался в Бельгии.

Но все же дело не только в клановой организации азербайджанской общественной жизни и экономики. Дело в том, что Азербайджан не хочет находиться и уже фактически не находится в зоне российского влияния. Политику снижения зависимости от России начал проводить Алиев-старший. Ее же проводит и Алиев-младший. И это вполне понятно, если учесть и династический режим страны, и экономическое положение России. Обеспечить масштабную разработку азербайджанских ресурсов, а значит, и хорошее содержание правящего клана может только западный капитал. России бы со своим нефтегазовым сектором разобраться. Тем более что роль России с «внедрением» «ЛУКОЙЛа» в «контракт века» была далеко не бесспорной.

Последний рычаг

Сегодня у России остался практически единственный инструмент давления на Азербайджан – Нагорный Карабах. Комиссия ОБСЕ по Нагорному Карабаху, куда входит Россия, вот уже несколько лет не может принять ни одного конструктивного решения по проблеме. В Генеральной Ассамблее ООН все попытки Азербайджана побудить эту организацию вмешаться в урегулирование конфликта в Карабахе блокируются. Более того, распространялась информация, что из Россия в Карабах поставляется оружие.

Вместе с тем для народа Азербайджана проблема Нагорного Карабаха очень чувствительна. Клан использует это обстоятельство по-своему и в своих интересах. Ильхам Алиев уже делал публичные заявления о том, что Азербайджан готов разобраться с Арменией военным путем. Это прежде всего воспринимается наиболее националистически настроенными слоями населения, что приводит к росту как антиармянских, так и антироссийских настроений, а значит, сближает Азербайджан с Западом и Турцией. А правящие круги при этом получают оправдание развертыванию широкомасштабного сотрудничества с НАТО, вплоть до вступления страны в альянс. Именно такие цели в свое время поставил Гейдар Алиев. Азербайджан с 1994 года является членом натовской программы «Партнерство ради мира». Специалисты НАТО оказывают азербайджанской стороне помощь в оборонном планировании, подготовке военных кадров и спецподразделений по борьбе с терроризмом. Работает механизм политических консультаций Баку с НАТО. А Турция как член НАТО уже фактически подключилась к содействию в охране азербайджанских границ, в том числе воздушного пространства.

Очевидно, что главная ценность Азербайджана – его геополитическое положение. Именно через Азербайджан удобнее всего подвигать Россию на Каспии, оказывать давление на усиливающийся Иран, выводить из сферы влияния России Кавказ. США и Евросоюз уже показали, что не дадут президенту Путину свободы действий в Чечне, и используют для этого Грузию. Азербайджан на этом фоне становится еще более привлекательным. Азербайджан сегодня так же ценен для Запада, как и Украина. Поэтому Запад по большому счету закрывает глаза и на династический режим, и на разъедающую все и вся коррупцию, и на политические репрессии, на что постоянно указывает оппозиция, и на одиозность фигуры Алиева-младшего, которому, по мнению его оппонентов, только и остается что точно следовать настроениям «хозяев».

Что дальше?

Итак, внешняя, западная составляющая ухода Азербайджана из зоны влияния России уже сработала. Что же дальше? Революция? Вполне вероятно. Как считают наблюдатели, сегодняшняя реальность в Азербайджане такова, что вполне может быть охарактеризована известным положением из революционной практики, когда «верхи не могут, а низы не хотят».

Страна была передана в наследство почти два года назад. Это была первая на территории бывшего СССР династическая передача власти. В 2003 году, незадолго до смерти Гейдара Алиева, была проведена операция «преемник». Сначала тяжело больного президента перевезли в Анкару и сообщили о том, что он назначил премьер-министром своего сына Ильхама. Затем находившегося в коме Алиева-старшего транспортировали в Кливленд, где он пребывал до тех пор, пока не прошли президентские выборы. И только после вызвавшей немало вопросов победы на выборах Ильхама было объявлено о смерти его отца. Таким образом клановое правление в стране было сохранено. Более 30 лет Алиев-старший управлял Азербайджаном как собственной феодальной вотчиной, начав свою деятельность с печально известных чисток инакомыслящих. Как свидетельствует историк и публицист Рой Медведев, масштабы чисток были грандиозны. Были арестованы и осуждены сотни и сотни представителей партхозактива, производственников, начальников предприятий, первых секретарей райкомов и даже районных прокуроров. В начале 70-х Азербайджан пережил массовую эмиграцию, когда страну вынуждены были покинуть более 2,5 млн. человек, спасавшихся от ненавистного режима.

Ильхам применил отцовский «опыт» сразу после «наследования». После вызвавших возмущение оппозиции президентских выборов в стране прошли массовые демонстрации протеста. В ответ, как утверждают правозащитники, начались репрессии. При этом они ссылаются на американскую правозащитную организацию Human Rights Watch, в докладе которой говорится о событиях вокруг последних президентских выборов в Азербайджане. Как сообщается, Human Rights Watch задокументировала множество случаев необоснованных арестов, избиений и пыток, а также политически мотивированных увольнений с работы сторонников оппозиционных сил. Тенденция избавляться от неугодных правящему режиму четко прослеживается и сейчас – в Азербайджане, по данным правозащитных организаций, есть политзаключенные. Ильхаму, конечно, повезло с отцом. Гейдар Алиев был талантлив, властолюбив, обладал мощным авторитетом и политическим опытом, имел отличную гебистскую школу. А сын – это всего лишь сын, который мало чего добился собственными усилиями. В стране сегодня немало людей, которые, мягко говоря, симпатий к унаследовавшему «престол» Ильхаму не испытывают. Ильхама упрекают в том, что он слаб как президент и не очень приятен как человек, расходятся настойчивые слухи о его бытовых слабостях.

Страна имени Гейдара Алиева

Сегодня Азербайджан стоит накануне событий, которые могут усилить оппозиционные настроения в стране. В Азербайджане идет подготовка к парламентским выборам. Страна должна внести прогрессивные изменения в Избирательный кодекс, чего от Азербайджана добиваются ПАСЕ и ОБСЕ. А по требованию МВФ, который предоставляет кредиты стране на нужды реформ, Азербайджан должен повысить цены на энергоносители, в том числе на природный газ, что, в свою очередь, приведет к росту цен на потребительские товары и услуги. В стране, где средняя заработная плата составляет, по разным оценкам, от 25 до 64 долл., эти экономические меры вряд ли понравятся населению.

При этом разрыв в уровне жизни населения страны и верхушки поистине чудовищен. По сведениям агентства «Туран», члены клана хранят за рубежом средства на сумму более 5 млрд. долл. По той же информации, в Баку и его пригородах насчитывается более 2 тыс. особняков и вилл стоимостью около 1 млн. долл., хотя официальная зарплата чиновника в Азербайджане не превышает 100–200 долл. По данным турецкой газеты «Хюрриет», которую в отличие от оппозиционных изданий в субъективном отношении к клану Алиевых не заподозришь, всего за годы правления клана Алиевых из государственной казны исчезло не меньше 3 млрд. долл. На 2005 год государственный бюджет Азербайджана сверстан в объеме 2 млрд. долл. При этом львиная его доля предназначена на содержание многочисленного чиновничьего аппарата и силовых структур.

Так что Ильхаму Алиеву есть чего опасаться. И если ему повезло с отцом, то Азербайджану с Ильхамом явно не везет. Впрочем, в династических режимах это – обычная вещь, поскольку дети не всегда перенимают таланты своих родителей. Ильхам так и не смог выйти из тени своего отца. Присутствие Алиева-старшего ощущается повсюду. Он сегодня взирает со множества рекламных щитов. Его портрет – в каждом правительственном кабинете. В Баку главная автомагистраль, аэропорт, концертный зал переименованы в честь великого нахичеванца. Его имя носят месторождения нефти и газа, терминалы, улицы. А не так давно в Баку было установлено монументальное 12-метровое бронзовое изваяние Гейдара Алиева, которое, подобно языческому идолу, как бы направляет народ по «праведному пути» посредством высоко поднятой правой руки. Несмотря на то что живым президентом Азербайджана является Ильхам, создается мистическое впечатление, что страной управляет покойный Гейдар. Политический курс и окружение нового президента Азербайджана тоже остались теми же, что и при отце Ильхама. В результате речь идет о всепроникающей коррупции, стремительной деградации экономики, разворовывании государственных денег и отсутствии гласности и свобод.

Все поделить

В обзоре, опубликованном организацией «Transparency International», Азербайджан назван 95-м в списке из 102 наиболее коррумпированных стран. Сегодня около 75% ВВП страны приходится на нефтегазодобычу. Доходы государственного бюджета примерно на 70% формируются за счет той же отрасли. При этом с 1995 по 2004 год объемы производства в химической, металлургической, машиностроительной и легкой промышленности снизились на 90–95%. По оценкам американского Агентства энергетической информации, по показателю ВВП на душу населения Азербайджан уступает даже Армении и лишь немного превосходит Грузию, экономика которой практически полностью разрушена. Как не уделялось, так и не уделяется должного внимания социальной сфере. По данным американского посольства в Баку, от 70 до 80% населения Азербайджана живет ниже черты бедности и до 45–50% находится за чертой нищеты. Лишь 20% населения имеют доход, превышающий прожиточный минимум.

Поэтому неудивительно, что, согласно тому же источнику, 3 млн. 250 тыс. человек, то есть более 45% населения, покинули страну в поисках работы. На заработках за границей находится значительная часть мужского населения страны. Наряду с катастрофической эмиграцией, а на сегодняшний день в стране проживают не более 3,6–3,7 млн. человек, налицо практически опустевшие провинции. Подавляющая часть населения Азербайджана сконцентрирована в районе Бакинско-Апшеронской агломерации, а в провинциях осталось не более 1 млн. человек. До двух третей населения Азербайджана не имеют постоянной работы и существуют лишь на то, что высылают их родные, находящиеся на заработках за пределами страны. Основная их часть (около 3 млн. человек) находится в России. В наиболее крупных провинциальных городах Азербайджана – Гяндже, Мингечауре, Али-Байрамлы, Шеги – свирепствуют тотальная безработица, антисанитария, преступность. В стране происходят массовые отключения электроэнергии, перебои в газоснабжении.

И без того ограниченные финансовые ресурсы Азербайджана, включая даже кредиты МВФ, в значительной своей части попадают не по назначению. Все приносящие какой-либо доход коммерческие компании поделены и розданы в управление представителям правящей верхушки. По мнению экспертов МВФ, коррупция в Азербайджане охватила все властные структуры и уже угрожает национальной безопасности. В частности, по этой причине МВФ отложил предоставление стране последнего транша в размере 119 млн. долл. по трехлетнему займу на сокращение бедности и стимулирование экономического роста. По оценке МВФ, руководство страны пока не смогло решить ни одной социально-экономической проблемы, а ситуация в стране близка к социальному взрыву. Несмотря на рост добычи нефти и газа в Азербайджане, уровень жизни в стране падает. По мнению представителей Демократического конгресса Азербайджана, это происходит потому, что нефтегазовая политика руководства страны противоречит национальным интересам и ведет к обогащению только находящейся у власти элиты.

Любовь и уважение людей

Сегодня телекомпании Азербайджана принадлежат «семье». По сведениям международной организации «Репортеры без границ», власть также контролирует и оказывает давление на национальные электронные СМИ, отказывая неугодным в выдаче лицензий. По той же информации, практикуется тактика использования политически мотивированных судов для уголовного преследования журналистов, критикующих режим и правительственных чиновников, проводятся политически мотивированные налоговые проверки СМИ. Предлагаются и финансовые подачки для поощрения «объективного» освещения новостей. По этим причинам в азербайджанской прессе и других СМИ практически невозможно найти что-либо другое, кроме пышного восхваления режима и его персонификации в лице Ильхама Алиева.

Как минимум удивление вызывают рассуждения представителей президентского окружения о том, что президент Ильхам Алиев обеспечил в стране «национальное единство и солидарность» и, как подчеркивает руководитель исполнительного аппарата Алиева-младшего Рамиз Мехтиев, «снискал большое уважение и любовь людей». В действительности, как утверждают правозащитники и представители оппозиции, режим держится на репрессиях, насилии, преследовании инакомыслящих, политическом сыске и пресечении любых попыток выразить недовольство. Так что не будет ничего удивительного в том, если на постсоветском пространстве очередная революция последует в Азербайджане.

Правящий клан, видимо, не исключает такой возможности. В стране рассматривается вопрос об изменении Конституции с целью перехода к парламентской республике. Таким образом «алиевы» намерены обезопасить себя от возможной победы оппозиции на следующих президентских выборах.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий