пятница, 18 февраля 2011 г.

Мир без виз . 1 января в Сингапуре

Проведя новогоднюю ночь на улицах Сингапура, мы уже под утро озаботились тем, где бы провести нсколько предутренних часов. Не придумали ничего лучше, чем отправиться в ближайший парк — это оказался парк Форт Каннинг. Когда-то там действительно был военный форт, но сейчас остались только маяк и пара старых пушек.

Парк «Форт Каннинг»

На территории парка «Форт Каннинг» археологи нашли остатки древних кирпичных фундаментов и японские украшения XIV века, которые сейчас выставлены в Сингапурском историческом музее. Здесь была резиденция Стамфорда Рафлза и основан первый в Сингапуре Ботанический сад. В 1860 году на вершине холма для защиты от возможных нападений построили Форт Каннинг. В 1907 году — как морально устаревший и уже не имеющий военного значения - разрушили и сейчас можно увидеть только остатки каменных стен и ворот. В этом парке, недалеко от руин форта мы и провели первые часы нового года — к счастью, в Сингапуре в новогоднюю ночь теплее, чем у нас в разгар лета.

Сингапур 1 января

Утром на улицах Сингапура было мало народу — народ отсыпался после бессонной ночи. Но тем лучше. Когда еще по Сингапуру свободно погуляешь, если не 1 января.

Город расположен на берегах реки Сингапур, у впадения ее в море. К югу от реки вокруг района Рафлз Плейс лежит центральный деловой район — в нем сосредоточены почти все небоскребы. Вдоль берегов реки протянулись набережные Боат Квай и Кларк Квай. К юго-западу от центра города между улицами Upper Cross St./Cross St. и Cantonment Rd. Расположен китайский район «Чайнатаун», а к северу от центра, вокруг улиц Stamford Rd. и Bras Basah Rd. – старый «колониальный» район (именно здесь сохранились построенные анличанами здания). Еще севернее лежат «Маленькая Индия» (Little India), окружающая Sernagoon Rd., и мусульманский центр район вокруг Arab St.

При том, что город разделен на «европейский», «китайский», «индийский» и «мусульманский» районы, везде, конечно, живут китайцы. Да и храмы не привязаны строго к районам. В китайском районе может встретиться индуистский храм, в индийском — китайский, а в европейском — мечети.
Вообще в Сингапуре живут преджставители многих религий, и у всех их есть свои храмы. Сингапур — светское государство, и чиновники в дела религиозных организаций не вмешиваются (конечно, до тех пор, пока они не нарушают уголовное законодательство).

Завтрак в сикхском храме

Сикхи появились в Сингапуре отнюдь не по своей воле. После подвления сикхского восстания в Индии, его организаторов англичане казнили, а самых активных участников «беспорядков» сослали в Сингапур — кого в тюрьму, а кого на свободное поселение. Позднее сикхов привозили в Сингапур для работы охранниками. Так постепенно в Сингапуре и образовалась своя небольшая, но сплоченная сикхская колония. А сикхи - так уж они устроены - везде строят свои храмы.
Сикхские храмы - гурдвары - служат как местом для молитвы, так и центром сикхской общины. Священников у сикхов нет, обязанности по храму выполняют все члены общины — на общих основаниях. Управляют храмом и решают главные хозяйственные дела уважаемые всеми люди. Есть также и небольшой наемный персонал. Он работает в храмах, как в обычных учреждениях — за зарплату.
Сикская религия возникла и формировалась на северо-западе Индии, в окружении воинственных соседей. С идеологической точки зрения сикхизм можно рассматривать как синтез ислама и индуизма. Естественно, что ни мусульманам, ни индуистам такая религия не могла понравиться. И первые сто лет своего существования сикхи только и делали, что вели постоянные войны. Но воевали они не против мусульман или индуистов, а за свою собственную свободу. В соседями же они, наоброто, всегда старались поддерживать добрососедские отношения. Именно в те «кровавые» годы сикхской истории повелась традиция устраивать при сикхских храмах столовые, в которых могли поесть (причем, бесплатно!) не только сикхи, но и вообще все желающие. Традиция открытых столовых поддерживается сикхами и до сих пор.

В Сингапуре есть четыре сикхских гурдвары. Я был во всех них еще десять лет назад, во время своей первой кругосветки (подробнее о ней в книге «Вокруг света за 280$»). В этот раз я предложил своим попутчикам зайти в самый главный, центральный сикхский храм. Естественно, как только мы появились у входа — еще до того, как вошли и даже подошли к входной двери с намерением войти, один из сикхов, случайно оказавшийся снаружи храма (возможно, это был курящий сикх — в храме курить строго запрещается, а в обычной жизни многие сикхи все же курят) пригласил нас зайти.
Когда входишь в гурдвару, то сразу же попадаешь в столовую. Нужно только вымыть руки перед едой и обязательно накрыть голову платком (в дань уважения к Гуру Накаку).

Завтрак в первое утро нового года был стандартный — лепешки-чапати с припрпавами, йогурт, сладкая молочная каша, домашнее печенье и чай (с молоком и приправой масала). Система — типа буфета. Берешь поднос и подходишь к раздаче. Только накладывать самому не приходится. На раздаче сикхи работают по-очереди, невзирая на чины и регалии.
После завтрака никто не заставляет подниматься на второй этаж, собственно в храм. Но никто и не запрещает. В сикхский храм, в помещение для молитв, может входить человек любой религии и вероисповедания (нужно только голову прикрыть платком). На алтаре установлена гигантская «Книга», в которой собраны высказывания десяти сикхских гуру. Ее торжественно читают. Прихожане делятся на две половины — мужчины стоят (или сидят на полу) справа, женщины — слева.

Обед в китайском даосском храме

На улице Race Course Road стоит оригинальный буддистский храм Шакьямуни Буддагая («Храм тысячи огоньков»). Оригинальность храма в его эклектичной архитектуре и оформлении. Его даже настоящим буддистстим храмом назвать сложно. Как в архитектуре, так и во внутреннем оформлении храма можно найти элементы, типичные и для тайских храмов буддизма хинаяны, и для китайских храмов буддизма махаяны, и даже непонятно как сюда попавшие статуи индуистских богов (при том, что Будда Шакьямуни был ярым противником индуизма).

Храм можно назвать буддистским только по тому, что центральное место в нем занимает 15-метровая статуя сидящего Будды, весом 300 тонн, украшенная на основании фресками с изображением знаменательных моментов из жизни Будды Шакьямуни. Статуя также украшена 1000 лампочек, которые зажигаюися каждый раз, когда храм получает пожертвование. С задней стороны в основании статуи есть маленькая дверца, ведущая в комнату под алтарем. И там же — статуя индуистского слоноголового бога Ганеши.
Еще оригинальная, совсем не буддистская деталь, - колесо фортуны. За 50 сингапурских центов его можно крутануть и получить бумажку с предсказанием своей судьбы на ближайший год. Насколько эти предсказания сбываются, неизвестно. Десять лет назад я получил предсказание об удаче в судебной тяжбе, но так и не смог его проверить - судиться было не с кем.

Напротив, через дорогу стоит китайский даосский храм Леонг Сан (Leong San, «Храм гор дракона»), посвященный богине милосердия Гуаньинь. Внутри справа установлен алтарь с изображением Конфуция, а в задней части здания зал предков с памятными табличками, занимающими всю стену от пола до потолка. В этом зале как раз шла подготовка к торжественному праздничному обеду. Нас, случайно там оказавшихся, тоже, конечно, пригласили. После сытного завтрака в гурдваре обедать было нелегко. Но нельзя же отказаться. Это просто не вежливо!

За обедом время пролетело незаметно. Пора и в аэропорт ехать. Поедем на метро — так хоть наверняка в пробке не застрянем.

В аэропорт попали как раз вовремя — до выхода на посадку еще и по аэропорту пришлось носиться - на поезде и пешком.

Комментариев нет:

Отправить комментарий