воскресенье, 22 мая 2011 г.

За бездарные эксперименты правительства заплатят рядовые белорусы

Нам удалось пообщаться с топ-менеджером одной из крупных экспедиторских компаний занимающейся международными перевозками. Собеседник, на условиях анонимности, рассказал о том, в каких условиях приходится сегодня работать перевозчику и как изменились правила игры на этом рынке.

- Как изменилась ситуация за последнее время?

- Кардинально. Многие клиенты на время отказались от перевозок. Причина простая - они просто не могут оплатить отправителям за произведённый товар, а без оплаты его никто не отгрузит. Особенно небольшие предприятия и фирмы, которые заняли сейчас выжидательную позицию в надежде, что в ближайший месяц всё разрешится. Тогда можно будет снова нормально работать. Много компаний просто всем коллективом ушли в отпуск...

А те, кто продолжают как-то крутиться и работать, соглашаются на поднятие ставок. Ставка постоянно увеличивается, дополнительно включаются затраты экспедитора на покупку валюты в зависимости от межбанковского курса. Соответственно, потом в цену товара закладывают свои издержки, которые могут в несколько раз превышать стоимость перевозки.

Те, у кого есть и импорт, и экспорт, пострадали меньше, так как у них есть возможность валюту заработать, а вот чистые импортеры - "попали" очень серьезно.

- Что стало с объемами перевозок?

- Объемы упали раза в два из-за снижения количества перевозок. Большинство клиентов постоянно запрашивают ставки, но комментарии одинаковы на протяжении последних трех недель:"Всё устраивает, но заказ на перевозку будем подтверждать только после нормализации валютной обстановки".

Если у клиента нет срочной потребности в грузе, то он предпочитает подождать. Заказы в основном подтверждают те, у кого без определенного товара просто остановится производство.

- А как вам удается покупать валюту?

- Пока никак. Тот курс, который сейчас предлагает банк, нас не устраивает. Есть несколько белорусских компаний, с которыми мы сотрудничаем - им оплачиваем в рублях, а с остальными пока действует отсрочка.

Но, конечно, валюта нужна, иначе, когда подходит срок оплаты, например, морская линия (морской перевозчик в цепи доставки - прим."БП".) может просто не отдавать грузы, пока не будет погашена задолженность.

Валюта сейчас поступает в малых объёмах, например, от российских клиентов, но часть мы вынуждены продавать на биржу (30% обязательной продажи - прим."БП".). Все, что остается, переводим партнёрам.

У многих из-за отсутствия валюты начались проблемы. В порту Клайпеды, например, стоит огромное количество контейнеров, которые не могут вывезти, так как не могут оплатить перевозчику. Конкретно нас спасает тот факт, что есть договорные отношения с постоянными партнерами, и они пока терпят.

- Из каких стран возят в последнее время, насколько изменилась география поставок?

- В связи с кризисом география морских перевозок почти не изменилась. На первом месте Китай, около 80-90 процентов, потом Индия, Тайвань и Израиль. Много автоперевозок из Турции, Германии, Италии. Упало количество перевозок, а направления все пока остались. Но если не будет валюты на оплату морской линии, то на время, товары из Китая заменят поставками, например, из Польши. Это выйдет быстрее, но намного дороже. Правда, оплатить можно будет в белорусских рублях.

- Если ситуация на валютном рынке не изменится, не выйдет ли так, что возить в РБ вообще станет некому, потому что никто не сможет купить валюту и рассчитаться?

- Возить все равно будут. И валюту будут покупать даже если на межбанке останется такой же атомный курс. Эти затраты дополнительно лягут на плечи заказчика. Он, соответственно, заложит эти затраты в себестоимость груза, что повлечет увеличение цен на импортные товары, в том числе и на товары из Беларуси, при производстве которых используется импортное сырье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий