Затерянная среди бескрайней азиатской степи «вторая Северная Корея» постепенно попадает в эпицентр политического внимания как самая скандальная страна в мире. Сегодняшний режим правления в Казахстане уже давно не имеет никакого отношения к декларируемому марксизму и ориентирован лишь на интересы нефтяных и газовых магнатов, стоящих у власти.
Подтверждением тому могут служить и странные отношения руководства страны с Британией, и в частности с принцем Эндрю, который стал слишком частым и желанным гостем в Казахстане, хотя истинные причины его визитов в столь отдаленную страну остаются тайной. Не случайной явилась и продажа принцем своего особняка зятю президента Казахстана по явно завышенной цене, за которой тоже прослеживается нечто двусмысленное.
Если вы думаете, что знаете о Казахстане все благодаря сатирическом фильму об этой стране «Борат», то вы глубоко заблуждаетесь. Нынешнее руководство государства с радостью согласилось бы, чтобы глупая и фривольная пародия на Казахстан Саши Барона Коэна воспринималась, как истина, поскольку реальность гораздо страшнее.
Если вы хотите увидеть настоящий Казахстан, то лучшим местом для начала путешествия стоит выбрать его столицу Астану, созданную манией величия нынешнего руководства страны и напоминающую, с одной стороны, помпензость Николая Чаушеску в Бухаресте, а с другой —пустынные улицы и площади Пхеньяна. Астана также напомнила мне закрытый город Мьянмы Нейпьидо, построенный так, чтобы правители находились как можно дальше от народа. Демократия никогда не утвердится здесь. Она быстрее умрет с голоду на пути к свободе.
Слово «Астана» означает «столица». Как отмечают сами казахи, это все равно что назвать свою собаку Собакой или жену Женой. Большинство граждан считает, что это наименование временное и всесильный диктатор Нурсултан Назарбаев просто набирается храбрости, чтобы назвать столицу в свою честь.
Сведения о президенте Назарбаеве исходят из двух полностью противоречащих друг другу источников. Первый — это официальная история его пути из поселка кочевников в шатровый дворец благодаря Коммунистической партии, написанная британцем Джонатаном Айткеном. В этой книге автор показывает Президента заботливым отцом страны, всеми любимым, чувствительным к критике, постоянно отчитывающимся перед народом о своей работе и т.д. и т.п.
Другая версия, более правдивая, была представлена бывшим зятем Назарбаева Рахатом Алиевым, изгнанным тестем из своего окружения после ссоры и находящимся сейчас в бегах от гнева всесильного правителя. Из этой работы можно даже узнать о том, что у Президента Назарбаева имеются три жены. Первая, официальная, жена Сара Алпысовна еще сохраняет свой статус, но живет в Алматы, за сотни миль от мужа. Второй является бывшая стюардесса президентского самолета. Третья, как говорят, — бывшая Мисс Казахстан.
О трех женах президента знают многие, однако предпочитают не распространять эту информацию в прессе, так как боятся ее преследования: свобода слова в стране ограничена настолько, что Президента нельзя критиковать даже в малом.
Клевета является уголовным преступлением, правда, в отличие от цивилизованных стран, не в гражданском, а в политическом вопросе. Одна из критикующих газет, «Республика», пострадала особенно сильно. В 2002 году офисы редакции загадочным образом сгорели дотла. Поджигатели повесили в сгоревших офисах обезглавленную собаку и оставили записку со словами: «Второго предупреждения не будет». Вся бумажная пресса была конфискована, и сейчас она появляется только в газетных киосках в виде грубо сшитой, напечатанной на компьютере версии.
Президент тщательно создает иллюзию, что его страна управляется демократическим законодательством, однако в действительности это далеко не так. Например, демонстрации протеста дозволены только в отдаленных парках, куда очень тяжело добраться. И тем не менее европейские правительства поддерживают миф, что Казахстан — демократическая страна с западным образом жизни, поскольку не хотят ссориться с человеком, владеющим значительной частью мировых запасов нефти и газа.
Как обычно, коррупция и репрессии идут рука об руку. В списке «Трансперенси Интернешнл» Казахстан занимает одно из лидирующих мест по коррупции наряду с Аргентиной, Алжиром, Молдовой и Сенегалом. Также страна стоит на 162-м месте по показателям свободы печати, опубликованным «Репортерами без границ». Международные наблюдатели сообщают, что полиция постоянно прибегает к пыткам подозреваемых. Активист по вопросам прав человека, с которым я общался в пригороде Алматы (имя не раскрываю в целях его безопасности), рассказал мне тревожные истории о том, как он и многие другие люди были ложно обвинены в уголовных преступлениях и посажены в тюрьму, благодаря чему их преследование не могло быть официально зарегистрировано как политическое. Он пожимал плечами: «В этой стране никто фактически не преследуется за политические взгляды. Всегда есть другой способ посадить человека за решетку».
Например, Евгений Жовтис, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, был в сентябре посажен в тюрьму на четыре года после дорожного происшествия, в результате которого погиб пешеход, но вряд ли это случилось по вине водителя. Сама мать погибшего настойчиво просила о смягчении наказания, но Жовтису все равно вынесли очень суровый приговор.
Критика действий президента теперь считается незаконной согласно статье 318 Уголовного кодекса Казахстана. Но еще до вступления этого закона в силу моего собеседника с угрозами навестили сотрудники Комитета национальной безопасности после того, как он написал в журнал короткую статью о финансовых доходах Президента. (КНБ — это преемник советского КГБ, правда, без прежней игры в либеральность.) Вскоре после этого мой знакомый подвергся нападению со стороны нескольких мужчин в неосвещенном подъезде своего многоэтажного дома. Нападавшие жестоко избили его и посоветовали заткнуться.
Настоящая оппозиция является трудной задачей. Партии должны собрать огромное количество подписей, чтобы зарегистрироваться, а власти обычно не признают действительными многие подписи. Бывший зять Президента Алиев в своей книге пишет, что оппозиционные партии, которым разрешают действовать, являются фиктивными, поддерживаемыми только для связей с общественностью. Настоящих оппозиционеров ждет неприятная участь. Так, в ноябре 2005 года критикующий президента Заманбек Нуркадилов был обнаружен мертвым с лежащим рядом пистолетом. По официальной версии, он совершил самоубийство. Однако адвокат покойного недоумевает, как можно убить себя, выстрелив два раза в грудь, прежде чем выпустить третью пулю себе в голову. Вскоре после этого другой видный противник государственного режима Алтынбек Сарсенбайулы был найден мертвым в горах около Алматы. Обстоятельства дела также вызывают подозрения, так как с убитым были телохранитель и водитель. В книге Алиев ставит под сомнения официальный приговор суда и делает сенсационное заявление о том, кто заказал убийство.
Назарбаев любит выигрывать всеобщие выборы приблизительно с 91 процентом голосов и обычно делает для этого все возможное, даже если требуется фальсифицировать избирательные бюллетени, по крайней мере так утверждает его бывший зять Алиев. Таким образом Назарбаев одержал «триумфальную» победу в 1991 году, в 1995 году продлил свой срок правления до 2000 года, в 1999 и 2005 годах снова был переизбран. Кандидаты от оппозиции уже заранее знают, что они нужны на выборах лишь в качестве массовки. Нынешний президент, в отличие от кого-либо еще в Казахстане, может баллотироваться на высшую должность так часто, как ему хочется, в то время как остальные ограничены двумя сроками. Это беззаконное разрешение является непередаваемым (возможно, за исключением будущего сына и наследника). Есть вероятность, что Назарбаев собирается основать династию. Алиев утверждает, что таинственная третья президентская жена, которая вышла замуж за по сути мусульманского Президента с соблюдением всех исламских церемоний в соответствии с законом шариата, в апреле 2005 года родила Назарбаеву сына в Турции.
Прочитав книгу Алиева, переполненную оскорбительными выпадами в адрес бывшего тестя, слишком специфичными, чтобы повторять их в этой статье, а также леденящими кровь рассказами о произволе властей, я не удивлен, что Назарбаев намерен добраться до автора и что сам автор часто меняет место жительства. Назарбаев уже приложил все усилия, чтобы вернуть бывшего зятя в Казахстан.
В книге Р.Алиева Президент описан как некий «крестный отец», неимоверно богатый и влиятельный, зловещий руководитель коррумпированной автократии, убивающий всех, кто его критикует. Он также обвиняется в попытке основать династию в стиле «Ким Ир Сен», меняя жен, чтобы наконец получить наследника, как азиатский Генри VIII. Назарбаев — один из двоих оставшихся советских лидеров, которые обладали властью еще во время коммунистического правления. Второй — это его узбекский сосед Ислам Каримов, известный за свою привычку обливать всех инакомыслящих кипятком.
Как же министр Казахстана, этой средневековой, жуткой страны, был назначен председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе? И каким образом Назарбаеву удалось добиться расположения принца Эндрю?
Что касается принца, то он вовлечен в эту игру скорее всего как британский представитель международной торговли. Сейчас принц является близким другом видного члена астанской элиты Гоги Ашкенази и даже, говорят, ходил с Президентом на гусиную охоту. Он также был замечен в не особо роскошном алматинском баре «Сохо» для экспатриантов. Персонал до сих пор помнит, как принц прибыл с многочисленной группой британцев и попросил музыкантов исполнить песню «Фиолетовый дождь». Опять же, старый дом герцога в парке Sunninghill был куплен за 15 миллионов фунтов стерлингов, на три миллиона дороже номинальной стоимости, казахским бизнесменом, который в нем даже не живет. В чем же дело?
Один казахский журналист поведал мне, что есть много способов сказать «спасибо» в Казахстане. Один из них — заплатить за что-то больше, чем нужно. Это довольно распространенный способ заводить друзей. Если Казахстан способен делать такие одолжения британской королевской семье, в чем же заключается ее интерес?
Казахстан — девятая по площади страна в мире, она больше, чем вся Западная Европа. Казахстан обладает огромными запасами газа и нефти Каспийского моря. Китай, Индия, Россия и США также считают это местонахождение природных ископаемых очень важной стратегической целью. С населением в 16 миллионов человек и более-менее недоказуемыми границами, это место может стать полем битвы во время возможной будущей войны за энергоносители.
Впервые я приехал сюда двадцать лет назад во времена Советского Союза, когда Казахстан хранил все темные тайны Москвы, свои земли для старта космических кораблей и свои ядерные полигоны. В дни, когда Империя Зла уже увядала, я посетил секретный город Курчатов, не обозначенный ни на одной карте. Счетчик Гейгера был установлен прямо на главной улице, чтобы показывать уровень радиации.
Я осторожно пробирался среди осколков черного стекла, оплавившихся от хрущевских водородных бомб. Я посетил людей, уцелевших в сталинских концентрационных лагерях, которым некуда было деться из Караганды, так как их дома и семьи исчезли, пока они находились в заключении. Я наблюдал старт российской космической ракеты, похожей на ту, на которой Юрий Гагарин был послан на орбиту в 1961 году. Я пролетал над высушенным Аральским морем, местом самой большой экологической катастрофы в мире, вызванной некомпетентностью коммунистического руководства. Море до сих пор является фактически пустыней. Космические запуски продолжаются, они оплачиваются Москвой, хотя Казахстан долгое время был способен отстаивать свою независимость от Кремля благодаря притоку «черного золота».
Назарбаев очень постарался, чтобы добиться этой независимости, он научился темному искусству власти в конце восьмидесятых, когда пробил себе путь в секретари Коммунистической партии Казахстана. Однако во времена, когда он был главным коммунистом страны, имели место мятежи в тогдашней столице Казахстана, Алма-Ате. И сейчас многие подозревают, что Назарбаев перенес столицу на сотни миль к северу, ближе к пустыне, дабы быть уверенным, что там он будет в безопасности от подобных треволнений.
Я достиг Астаны на ночном экспрессе, который 13 часов едет сюда из Алматы. Днем были видны рыже-коричневые поля, ночью — чернота без единого фонаря. Я прибыл серым осенним утром на новую ультрасовременную станцию. Там, на равнине возле изгиба реки Иртыш, сверкали на бледном солнце небоскребы. Они были построены очень странно: два, золотистого цвета, местные жители называют пивными банками, другие — зажигалками, так как они имеют именно такую форму и недавно пережили пожар.
Посреди обсаженных деревьями аллей стоял монумент Байтерек, символизирующий казахский миф о дереве, драконе и яйце. В середине яйца посетители могут помещать свои ладони в бронзовый отпечаток руки Назарбаева. Раньше каждый раз во время этой процедуры играл государственный гимн, но потом это стало раздражать и его отключили. Отсюда открывается удивительный вид на эту любопытную смесь Пхеньяна, Восточного Берлина и Дубая. С одной стороны виден Белый дворец с синей крышей, куполом и шпилем, символизирующий власть Назарбаева, как дворец Чаушеску в Бухаресте. Интересно, всем ли тиранам нравится эта тяжелая, ледяная архитектура?
На другом конце проспекта находится любопытный торговый центр, дизайн которого разработал британец Норман Фостер. Здание выглядит как палатка, но на первом его этаже можно купить одежду фирмы «Debenhams», а наверху находится закрытый пляж.
Проходя по дворцу, я понимаю, как много мне еще предстоит увидеть. За его высокой частью открывается сине-серая пирамида, также работы лорда Фостера. Она стоит на холме за неряшливым парком. Этот контраст между великолепием и грязью типичен для Астаны. Оглядитесь — и вы увидите трещины, отвалившуюся плитку, битое стекло, надписи на стенах и обычные доказательства того, что в Астане не хватает общественных туалетов.
Я приближаюсь к пирамиде, официально названной Дворцом мира и согласия. Там стоят вооруженные мужчины в беретах и смотрят на меня. Вид у них недружелюбный. Мы пришли посмотреть на ваххабистов, членов мусульманской секты Усамы бен Ладена. Мне объясняют, что центрально-азиатская диктатура, так же как и западное демократическое общество, знает, как охладить пыл исламских террористов. Я заверяю, что не принадлежу ни к одной из сект, и продолжаю свой путь. Вскоре сталкиваюсь с любопытным памятником. В его основе статуя Президента Назарбаева, на высокой, рифленой колонне сидит позолоченная птица, которая походит на попугая, расправляющего крылья, чтобы пронзительно закричать.
В ближайшем конференц-зале широкая и яркая фреска изображает Президента, с улыбкой стоящего среди своих подданных. Далее я нахожу множество неприглядных лачуг. Я долго барабаню в двери и шарахаюсь от сторожевых псов, после чего понимаю, что эти мрачные места населены людьми, находящимися в шаге от отчаяния.
Один из них (я опять не буду называть имени) живет в вопиющей нищете с крошечным, бледным ребенком, состарившимся родителем и тяжело больным братом. С душераздирающим гостеприимством отчаявшегося бедняка он предлагает мне хлеб и чай, говорит, что скоро их выселят, чтобы снова что-то строить для города. Но компенсации не будет.
Любые сомнения в гротескном самопоклонении лидера исчезли, когда я совершил поход по музею и в его дворец, построенный в более старой части города. Посетители вынуждены обернуть ноги в синие полиэтиленовые пакеты и медленно идти мимо смехотворных выставок. Здесь можно увидеть потускневшую мазню, которую Назарбаев рисовал в детстве, старые табели успеваемости (высшие баллы по всем предметам), картину, на которой Президент изображен вместе с отцом посреди пастбищ, мантии, полученные в различных университетах, вещи, подаренные другими политиками, например Александром Лукашенко, таким же диктатором.
Сущая мука смотреть на этот мусор чокнутого человека и не иметь возможности даже хихикнуть: любое веселье доставило бы здесь много хлопот. Что действительно не смешно, так это то, что множество людей в свое время сбежали от советской тирании, как оказалось, только для того, чтобы попасть в руки этой самодовольной и шаблонной диктатуры. Хочется напомнить об этом людям, живущим на Западе и считающим себя друзьями этой «свободной» страны.
Я радуюсь, что мне посчастливилось родиться в Великобритании, пользоваться истинной свободой и быть уверенным, что закон действительно защищает меня, а также знать все шаги своего правительства. Все это — большая и редкая роскошь, и вся нефть, все миллиарды Казахстана никогда не смогут купить этого.