Дмитрий Медведев – президент по запросу – никогда не боролся за власть или за свои политические проекты. Тем самым он нанес стране по меньшей мере такой же ущерб, как и его наставник Путин, который недавно его унизил. Пониженный в должности до уровня премьер-министра, Медведев и на новом месте может оказаться несостоятельным.
Существует эпизод, который может служить метафорой судьбы Дмитрия Анатолиевича Медведева. Это произошло в декабре 2008 года, то есть задолго до того, как 46-летний президент в прошлую субботу совершил акт политического самоубийства.
Медведев к этому времени находится у власти как раз семь месяцев. Глава государства выступает в Кремле перед 5000 собравшимися гостями по поводу 15-ой годовщины Российской Конституции. Незадолго до этого он добился включения в Основной закон страны положения о более длительном сроке полномочий для президента и Парламента, и сделано это было для того, чтобы не проводить слишком большое количество выборов.
Он с похвалой отзывается об позиции Кремля в области свободы и демократии, но именно в этот момент встает молодой человек, изучающий экономику в одном из московских институтов. «Что вы его слушаете? – кричит он, обращаясь к присутствующим в зале. – Он сам нарушил все гражданские права и права человека! В стране господствует цензура, свободных выборов больше нет…»
Сотрудники службы безопасности в черных костюмах набрасываются на 25-летнего мужчину и затыкают ему рот. «Отпустите его, - говорит Медведев. – Конституция была принята как раз для того, чтобы у каждого было право высказывать свое мнение!» Однако сотрудники кремлевской службы безопасности его не слушают, они даже не поворачиваются в сторону президента. Они хватают возмутителя спокойствия и выводят его из зала.
И так было всегда с Дмитрием Анатолиевичем Медведевым, с главой государства. Когда он в своем лимузине приближался к Кремлю, охранники объявляли: «Прибывает президент». Если это был Владимир Путин, то они докладывали: «Настоящий едет».
Прошла уже неделя с того момента, когда Медведев на съезде партии власти «Единая Россия» без борьбы отказался от своего поста и согласился на понижение в должности до уровня премьер-министра. Это было самым значимым переводом стрелок на пути страны, после того как почти двенадцать лет назад Борис Ельцин определил на высшую государственную должность полковника КГБ Путина, и это важное событие будет теперь определять в течение более десяти лет пути развития этого гигантского государства. Медведеву осталось быть российским лидером всего семь месяцев. После событий конца прошлой недели государственные телеканалы называют его «действующим президентом», как будто они не ожидают проведения запланированной рокировки.
За последние шесть дней в Москве не было слышно никаких публичных возмущенных возгласов. На следующий день после этого объявления перед памятником Пушкина, где обычно встречаются диссиденты, собрались 500 возмущенных людей.
Но в политических кругах продолжается активное обсуждение. Так как многие вопросы еще остаются без ответа. Окажет ли возвращение Путина в Кремль позитивное воздействие на стабильность, или это будет смертельным ударом по демократии и либерализму? Означает ли оно экономический подъем или стагнацию?
Но самые важные вопросы можно сформулировать так: боролся ли Медведев хотя бы раз за время своего пребывания у власти, продолжавшегося три с половиной года, за провозглашенные им самим ценности? Весьма вероятно, что он с самого начала, по сути, играл роль послушного солдата Кремля в спектакле, исход которого тандем Путин-Медведев объявил народу только в конце прошлой недели. В таком случае Медведев выполнял только функцию обогревателя сиденья кремлевского трона и был своего рода декорацией наподобие крестьянского сына Михаила Калинина, который при Сталине в течение 23 лет формально занимал должность главы государства, или украинца Николая Подгорного, который почти 12 лет делал то же самое в годы правления руководителя партии Брежнева.
Если все было именно так, как это теперь представляется, то в таком случае президент Медведев в последние годы сыграл для России роковую роль. Вопреки своим якобы либеральным намерениям, или, скорее, именно благодаря им. В таком случае он был всего лишь сообщником Путина.
Вариант, при котором срок пребывания Медведева в Кремле в качестве своего рода дежурного будет ограничен всего четырьмя годами, еще до его избрания в 2008 году был распространенной теорией. Тогда каждую неделю народу представлялся новый поток фотографий всемогущего главы правительства: Путин за рулем автомобиля «Лада» - якобы совершенно один – проезжает по сибирским дорогам; Путин в Тихом океане преследует серого кита; Путин в компании с байкерами или Путин-ныряльщик поднимает с морского дна античные амфоры. А совсем недавно была опубликована фотография Путина с оголенным торсом на приеме у врача, подтверждающая отличное состояние его здоровья.
Это было определенное послание: посмотрите, я самый сильный в стране. Тогда как Медведев в это же время представлялся бессильным, почти павшим духом. Он постоянно заявлял о том, что он уже скоро как президент выскажется относительно своего политического будущего. Чего он так и не сделал. Он прекратил борьбу, и это произошло уже несколько месяцев назад.
Удивление вызывает не возвращение Путина, в тот стиль, в котором тандем – точнее говоря, Путин – инсценировал игру со сменой партнера. Все это было представлено как большое шоу на съезде кремлевской партии «Единая Россия». В этот жутковатый государственный спектакль, проходивший в московском Дворце спорта, режиссеры включили 10 000 школьников и студентов, выполнявших роль клакеров. Никто не знал, по какому вопросу будет проводиться голосование, но, тем не менее, каждый участник получил памятку с указанием формы одежды («Пиджак без галстука и джинсы»), а также список лозунгов для скандирования («каждый нужно выкрикнуть не менее пяти раз»).
Медведев, часто осуждавший работу российской государственной пропаганды, сам был всего лишь элементом декорации. Молча он сидел рядом с Путиным, с политиком, который, судя по всему, будет теперь дольше править Россией, чем Леонид Брежнев.
Назначение Ельциным этого человека, «полного комплексов» и убежденного в «абсолютной свободе всех своих действий в отношении собственного народа», было самой большой ошибкой Ельцина, отмечает, имея в виду Путина, бывший российский посол во Франции Юрий Рыжов. И даже «преступлением».
Как теперь выясняется, столь же безответственным три с половиной года назад было решении о назначении в Кремль такого человека как Медведев.
Путин остановил на нем свой выбор, так как он был уверен в этом человеке – в начале 90-х годов он сделал его своим помощником во время работы в правительстве Санкт-Петербурга. Когда Путин в 1999 году стал премьер-министром, он призвал верного ему соратника на работу в свой секретариат, а затем, будучи президентом, назначил его главой кремлевской администрации, а также председателем Совета директоров энергетического гиганта Газпрома. На всех своих постах Медведев проявил лояльность – вплоть до самоотречения. Поэтому он смог переиграть своего соперника – уверенного в себе тогдашнего министра обороны Сергея Иванова, когда в 2008 году речь шла о выборе преемника Путина. Если бы победу одержал Иванов, то новый премьер-министр мог бы быть задвинутым в тень.
Таким образом Медведев ни в коем случае не был либеральным соперником Путина, когда он занял место в Кремле, хотя Запад и российские интеллектуалы хотели видеть его именно таким. У него был всего лишь отличный от Путина вариант социализации. На Путина сильно повлияли хаотичные 90-е годы, когда нужно было применять неформальные методы управления – в обход законов и государственных учреждений. В отличие от этого Медведев не был классическим политиком власти. Он открыто говорил о своей приверженности идеями, а также об увлечении интернетом, тогда как Путин избегает компьютеров, которые представляют собой совершенно иной мир, отличный от существующего в голове у Путина.
Медведев пришел в Кремль без своей собственной программы, о чем свидетельствует решение о продлении срока полномочий президента и парламента, которые были приняты в самом начале его работы в качестве президента. Это существенное изменение конституции, означавшее дальнейшую эрозию демократической системы, было частью тайного сговора – Путин и Медведев договорились об этом еще до выборов. Это было первым предательством либеральных идеалов, которые он затем публично защищал, а также врожденным недостатком его несостоятельного президентства.
Кульминационных моментов во время президентства не случилось. Только один раз имела место фаза, когда Медведев попытался дать сигнал. Она продолжалась не более года и началась в сентябре 2009 года с публикации статьи в интернете, в которой президент достоверно описал положение дел в России. Он подверг жесткой критике «примитивную сырьевую экономику», а также «хроническую коррупцию» и «патерналистские настроения» в народе. Спустя некоторое время он пожаловался в интервью журналу Der Spiegel: «Торговля природным газом и нефтью – это наш наркотик». Тезис Медведева состоял в том, что страна должна изменить существующее положение дел, и она нуждается в проведении «жестких и последовательных изменений».
Однако он сам не сделал из этого необходимых выводов. Разочарованный человек по имени «Ваня» написал в блоге президента: «Мы – страна нищих, страна без будущего, страна рабов, хаоса и разрушения. Господин президент, сделайте что-нибудь. Перестаньте заниматься пустословием».
Однако Медведев редко принимал самостоятельные решения. Увольнение московского мэра Юрия Лужкова и занятая им позднее прозападная позиция по вопросу о военной операции НАТО в Ливии, которую Путин осудил, назвав «крестовым походом», - ничего особенного сверх того не произошло. Все остальные попытки немного освободиться от влияния своего наставника Путина закончились полным провалом. Президент хотел, чтобы Россия быстро стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). Он полагал, что таким образом можно будет установить более тесные связи между отсталой империей и мировой экономикой. Но как только ему с его советниками удавалось преодолеть очередное препятствие на пути в ВТО, Путин создавал новые помехи и даже самостоятельно увеличил ввозные пошлины на импортируемые автомобили.
В конце декабря 2010 году в передававшемся на всю страну интервью Медведев упомянул имена противников Путина, что до того времени было запрещено на государственном телевидении. Через несколько дней Путин приказал арестовать во время участия в митинге нынешнего оппозиционера и бывшего вице-премьера Бориса Немцова. Путин презрительно назвал его и его сторонников предателями родины, «желающими продать Россию».
Медведев также подверг критике осуждение Путиным нефтяного магната Михаила Ходорковского до вынесения приговора в ходе второго судебного процесса. По мнению российского премьер-министра, у Ходорковского на совести минимум три убийства. Слова Медведева не оказали особого влияния, и Ходорковский был приговорен к 14 годам тюремного заключения.
Медведев так и не смог добиться возможности по-настоящему использовать свою политическую власть, что, судя по всему, связано с особенностями воспитания этого профессорского сына. Он не был похож на Бориса Ельцина, который ставил на карту свою должность и жизнь, и он не является альфа-самцом, как Путин, который еще в детстве в петербургских дворах, расположенных в рабочих кварталах, научился побеждать более сильных соперников.
Медведев часто воспринимал себя как младший брат Путина, и почти на каждой фотографии, на которой они изображены вместе, можно увидеть: и в манере держаться, и в позе, и в походке глава государства пытается копировать премьер-министра.
Поэтому Путин - который говорит Медведеву «ты», хотя тот называет его на «вы», - имел возможность при необходимости бесконечно его унижать. Для реализации показательного медведевского проекта «Сколково», предусматривающего создание задуманной им российской Кремниевой долины, и работы комиссии по модернизации в российском бюджете было предусмотрено 250 миллионов евро. В ответ на это Путин создал собственный комитет по модернизации с бюджетом в 2,4 миллиарда евро, и сделано это было для того, чтобы покрасоваться на фоне президента.
Действительно ли в какой-то момент Медведев хотел баллотироваться в президенты, как утверждают некоторые источники в Кремле? И правда ли то, что Путин в августе во время совместной рыбалки на Волге под Астраханью заставил его отказаться от этого?
Это останется тайной. Теперь Путин заставил Медведева возглавить избирательный список партии «Единая Россия», что было верхом унижения, поскольку Медведев часто подвергал критике эту партию клакеров.
Путин способен поставить его в неловкое положение, и этот опыт ему придется испытать в должности премьер-министра, если это назначение вообще состоится. В таком случае он должен будет работать над претворением в жизнь как раз той программы, которую Путин объявил на съезде партии «Единая Россия». Это также противоречит представлениям Медведева, поскольку Путин сделал из России страну государственного капитализма – количество предприятий с государственным участием в валовом внутреннем продукте при нем вновь увеличилось почти до 50%. Тогда как Медведев хотел приватизировать некоторые государственные предприятия, в том числе нефтяной гигант Роснефть и авиакомпанию «Аэрофлот», однако это дело не продвинулось далеко вперед.
Россия - крупнейшее по площади государство – все еще зависит от поступлений от нефтяного и газового экспорта. За исключением космонавтики, атомной и военной промышленности все остальные попытки довести до уровня мирового рынка другие отрасли закончились неудачей. Пропасть между богатыми и бедными увеличивается, тогда как система здравоохранения в некоторых регионах напоминает ситуацию в странах третьего мира.
Для того, чтобы скрыть существующие недостатки, Путин, где мог, приукрасил на партийном съезде «Единой России» результаты своей деятельности. Он с восторгом говорил о шести миллионах новорожденных в период с 2008 года - «самый высокий показатель за последние 20 лет». Однако он не упомянул о том, что количество умерших за этот период было больше по меньшей мере на один миллион. Ничего не сказал он и о том, что все больше хорошо образованных молодых специалистов предпочитают эмигрировать из страны.
Вместо этого на делегатов обрушился целый поток избирательных обещаний, которые тяжелым бременем лягут на государственный бюджет и на работающие предприятия. Пенсии предполагается увеличить на 19%, армия и флот в следующее десятилетие будут перевооружены, коммунальные платежи за электричество и воду будут заморожены, планируется построить 1000 новых школ. Заработная плата учителей, врачей, полицейских и военнослужащих в ближайшее время увеличивается на 6,5%. Остается, однако, загадкой, как Путин собирается добиться объявленных 7% годового роста.
Но не он теперь должен все это претворять в жизнь - с мая следующего года этим будет заниматься новый премьер-министр Медведев. Он должен будет также повысить налоги и поднять пенсионный возраст, что неизбежно придется делать. Путин сможет спокойно наблюдать за этим из Кремля, и ущерб от ожидаемого возмущения людей ему не грозит. Медведева как козла отпущения он может в любой момент лишить его новой должности, тогда как об обратном варианте нынешнему президенту даже мечтать не приходится. Так запрограммировано, что неудачный президент не добьется успеха и в должности премьера.
А был ли Медведев вообще когда-нибудь реформатором?
На следующей неделе после решения об обмене властными полномочиями от либеральных идей у все еще продолжающего выполнять функции главы государства Медведева не осталось и следа. Напротив, он пытается теперь играть роль рэмбо-политика в стиле Путина. Перед работающими телекамерами он в грубой форме отправил в отставку министра финансов Кудрина за то, что тот критиковал финансовую политику Кремля. А во вторник он, надев кожаную куртку, направился на военные маневры и потребовал там увеличения расходов на оборону. Россия, по его словам, является ядерной державой, «а не какой-то банановой республикой», а кто с этим не согласен, должен искать себе другое место работы.
Таких слов не услышишь от того, кто думает иначе, чем Путин. Можно подвести реальный итог: Медведева сильно переоценивали, и он не был искренним президентом. «Он произносил свои мантры насчет модернизации, пробуждая таким образом надежду на изменения, – при одновременном тотальном бездействии», - отмечает Лилия Шевцова из московского исследовательского Карнеги-центра. Многие серьезно воспринимали его слова и рассчитывали таким образом способствовать прогрессу России.
Теперь Медведев вновь оставляет поле деятельности Путину, и это означает: никаких реформ, старая модель руководства, жесткость. В этом проявляется ирония судьбы, замечает Шевцова и продолжает: «Политик, который выглядит как реформатор, способен в большей степени препятствовать прогрессу, чем откровенный традиционалист». Ведь либеральная риторика в нелиберальной среде, в которой продолжается завинчивание гаек, «усиливает цинизм в обществе».
Именно это уже и происходит. Публицист Юлия Латынина привела на этой неделе язвительное сравнение: в нормальной избирательной системе только один человек может стать президентом, но все могут голосовать. В России наоборот: «Здесь любой может стать президентом, даже любимый лабрадор Путина, но только один человек может говорить, что нужно делать – Путин».
Бывшие сторонники Медведева особенно одну вещь не могут простить президенту – этот молодой, здоровый и полностью дееспособный человек не считает нужным объявить своим более чем 52 миллионам избирателей о том, по какой причине он после всего лишь одного срока выбрасывает полотенце.
«Вы способствовали тому, что у людей появилась зыбкая надежда на нормальное будущее, - написал недавно в своем блоге молодой российский оппозиционный политик, - но теперь стало ясно, что вы такой же, как Путин».
Теперь многие люди утратили последние иллюзии, признает политолог Анатолий Бернштейн: «Россия по этой причине теряет энергию и веру многих порядочных граждан», которые были бы ей очень нужны для проведения провозглашенного обновления.
А популярная газета «Московский комсомолец» приходит к следующему выводу: «В нашей стране ход истории, судя по всему, остановлен. Власть, не способная больше пробуждать надежду, открывает путь к своей собственной могиле».
Комментариев нет:
Отправить комментарий