Компания Google замахнулась на многомиллионную аудиторию самой популярной соцсети и рассчитывает на гигантские прибыли. Зачем вся эта борьба, если «пузырь социальных сетей» лопнет через 2-3 года?
ИТАР-ТАСС
Ни одна новость из мира высоких технологий за последние месяц-два не вызвала такого ажиотажа, как объявление о создании социальной сети Google+. Притом что сеть еще толком не открыта — она функционирует в тестовом режиме, а пользователи могут попасть в нее только по приглашениям других участников,?— но и эту функцию пришлось в первые же двое суток ограничить из-за наплыва желающих зарегистрироваться.
Приглашения в социальную сеть Google+ даже появились в числе лотов интернет-аукциона eBay по цене от 1 цента до 20 долларов. Специализированный лист почтовой рассылки, который получает автор, переполнился просьбами «дайте инвайт (приглашение) на Google+». Всем хочется попробовать. Как выразился один из участников, «интересно посмотреть, что там нового может быть».
А нового там должно быть не так уж и мало, чтобы осуществились грандиозные планы Google достичь заметных результатов в мире, где доминирует Facebook. Дело осложняется двумя обстоятельствами — во-первых, у самой Google с социальными сервисами не ладится. Предыдущая попытка создать социальную сеть Buzz в феврале 2010 года закончилась неудачей. Сеть Buzz была интегрирована с электронной почтой Gmail, все пользователи которой вдруг однажды обнаружили себя участниками большой социальной сети, хотя вовсе не намеревались куда-то вступать. Другой нашумевший социальный сервис Google Wave — сетевое приложение для коллективной работы — пришлось закрыть после массового оттока пользователей, не сумевших ответить на главный вопрос: «А что, собственно, нам с этим делать?». Есть свидетельства, что январская отставка Эрика Шмидта с поста генерального директора Google связана как раз с неудачами Google на ниве социальных сервисов и непониманием их значимости («Google боится Microsoft, а не Facebook», — говорил в свое время Шмидт).
Второе обстоятельство — предложений на рынке социальных сетей более чем достаточно. В мире сейчас самая популярная сеть — Facebook, но она далеко не единственная. Есть еще несколько своеобразный, но тоже очень популярный Twitter, есть национальные сети в каждой языковой среде (в одной России есть «ВКонтакте», «Одноклассники» и еще с десяток менее популярных*); наконец, еще не забыты сервисы индивидуальных дневников вроде Livejournal. И на этом фоне перспективы Google вообще не просматриваются.
Есть и третье обстоятельство: экономические риски, связанные с социальными сервисами, все-таки очень велики. Facebook в преддверие выхода на публичное размещение акций в конце 2011 — начале 2012 года приоткрыл свои финансовые показатели, согласно которым его показатель EBITDA** (как считают аналитики, характеризующий прибыльность компании более объективно, чем чистая прибыль) составил около 2 миллиардов долларов за прошлый год. Причем рыночная стоимость Facebook экспертами оценивается в $100 млрд, то есть в 50 EBITDA. Примерно с таким же коэффициентом оценивается отечественная «ВКонтакте» — в 1,5 млрд, при EBITDA, равном 28,4 млн долларов. Обратите внимание, что среднее значение множителя EBITDA при оценке традиционных компаний, считающихся умеренно перспективными с точки зрения вложений в них, равно 4–8, значение 10 и выше — это уже «отличники», передовики рынка. А тут — 50!
Неудивительно, что многие уже заговорили об очередном «экономическом пузыре», который, впрочем, отличается от известного «краха доткомов»*** на рубеже тысячелетий тем, что тогда непомерные деньги вкладывались в голую идею, а сейчас — все-таки в реально функционирующие бизнесы, пусть и не столь прибыльные, как хочется. Но положительный баланс удается сводить лишь немногим, самым крупным и удачливым — все остальные социальные сервисы убыточны или находятся на грани выживания. Характерно, что Руперту Мердоку, в 2005 году приобретшему социальную сеть MySpace, бывшую тогда в мировых лидерах со своими 76 миллионами пользователей, за 580 млн долларов, сейчас с трудом удается от нее избавиться за каких-то 34 миллиона.
И если «пузырь соцсетей» лопнет, что, по прогнозам аналитика банка «Открытие» Тибора Бокора, произойдет не раньше, чем через два-три года, то это как раз придется на тот момент, когда новая сеть Google+ должна будет набрать полную мощность.
И тут мы возвращаемся к тому, с чего начали: так что же может такого из ряда вон выходящего предложить Google пользователям социальных сервисов? Пожалуй, самое главное — это извлечение уроков из ошибок конкурентов. Самым главным недостатком Facebook наблюдатели называют небезопасность личных данных пользователей. Эти данные по умолчанию оказываются слишком открытыми, а настройки приватности — слишком сложными и непонятными.
В противовес этому подходу Google вводит систему «кругов» (Circles). Вместо привычного для пользователей других соцсетей единого списка «друзей», который затем можно делить на отдельные группы, Google+ предлагает сразу распределять контакты по «кругам»: родственники, коллеги, любители таких же, как у тебя, домашних животных и т.д.
«Кругов» таких может быть сколько угодно, и для каждого настройки приватности будут различными — одни узнают тебя только по нику и условному изображению-аватару, другим доступен и твой адрес, и реальная фотография. При этом, например, приглашение на свадьбу можно направить только одним выбранным «кругам», а приглашение на празднование рождения щенка у любимой собаки — другим.
Есть еще много разных новшеств — например, Google+ с порога вводит такую функцию, как коллективный видеочат (Hangout). Мало того, этот чат интегрирован с YouTube, что позволит в процессе такого общения сообща просмотреть нужное по ходу дела видео. Все это тянет уже на вполне серьезные функции видеоконференций, доступные ранее лишь в специализированных программах вроде Skype. Немаловажно, что Google+ сразу будет доступен в виде специального (загружается напрямую, без участия браузера) приложения для карманных и мобильных устройств вроде iPhone и iPad (и, разумеется, Android-смартфонов, основанных на принадлежащей Google операционке), в то время как Facebook только обещает такие приложения.
Конкуренты скептически оценивают перспективы Google+. На мой вопрос к Mail.ru Group, владеющей крупнейшими отечественными социальными сервисами (полностью — «Одноклассниками», третьей частью «ВКонтакте», а также собственной сетью «Моймир@Mail.ru»), оттуда быстро прислали текст за подписью пиар-службы, который явно был составлен заранее в расчете на такие обращения: «Google+ имеет шансы стать популярным проектом, но о серьезной конкуренции с Facebook или лидирующими российскими социальными сетями пока говорить рано, тем более что в истории Google есть не очень удачные попытки выхода на этот рынок. Если говорить о функционале, <...>некоторые пользовательские решения социальной сети Google+ довольно изящны, но нереволюционны. <...>
Но и с другой стороны, от пользователей, несмотря на весь ажиотаж вокруг нового сервиса, также наблюдается определенный скептицизм. Максим Мошков, владелец популярнейшего «Самиздата» (сервер современной литературы), в ответ на мой вопрос обобщает эти настроения: «Сетью номер один ему (Google+. — Ю.Р.) не стать. Чтобы переманить чужих пользователей на себя, надо изобрести что-то супернебывалое, а социальная сетка — уже изобретена минимум 5 раз. Пользователи ленивы, нелюбопытны и малоподвижны. Все, кто хотел, — уже в соцсетях. Так что придется Гугльплюсу «по-честному» растить и выцеживать свою будущую аудиторию, вылавливая и завлекая ее со своих порталов — гуглопочты, поисковика, гуглокарт и т.п. Возможности, конечно, большие, но трудные и небыстрые. И Фейсбук им в обозримое время не накатить».
Владельцы Facebook сейчас озабочены странной проблемой: они наблюдают снижение темпов роста аудитории (в апреле 2011 года — 13,9 млн новых пользователей, в мае — уже 11,8 млн) и страшно огорчены этим. Между тем явление — нормальное и вполне ожидаемое. Это как если бы российские сотовые провайдеры огорчались, что число владельцев мобильных телефонов, достигнув цифры в полтора мобильника на душу населения России, перестало увеличиваться теми темпами, какими оно увеличивалось еще лет пять назад.
А в соцсетях ситуация ведь еще хуже, чем с телефонной аудиторией, — по телефону люди болтать никогда не перестанут, а вот интерес к новому способу время¬препровождения (в болтовне с «одноклассниками» через Интернет) вполне может угаснуть. Кое-кто предполагает, что такое произойдет в те же самые сроки — два-три года, которые отведены на существование «пузыря соцсетей». Причем стоит отметить, что у Google+, поддерживаемой всей мощью крупнейшей интернет-корпорации мира, перспектива выжить в такой ситуации больше, чем у находящейся в «свободном плавании» Facebook.
Но в любом случае общая аудитория этих сетей стабилизируется на определенном уровне (который, вполне возможно, уже практически достигнут в Facebook с ее почти 700 миллионами) и будет медленно расти лишь за счет расширения охвата Интернетом все новых регионов мира. И только время покажет, будет ли это аудитория Google+, или Facebook вместе с Twitter (как раз на этой неделе объявившей об очередном раунде финансирования), или какой-то другой сети.
* У сети «ВКонтакте» 35 миллионов отечественных пользователей (процентов 80–90 из тех, кто вообще регулярно пользуется Интернетом в нашей стране), тогда как у Facebook — всего 7 миллионов пользователей-россиян.
** EBITDA — финансовый показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и начисленной амортизации.
*** «Крах доткомов» — схлопывание «экономического пузыря», существовавшего в период с 1995 по 2001 год. Название произошло от английского произношения домена .COM (dot com). В этот период акции компаний, предлагавших использовать Интернет для получения дохода, баснословно взлетели в цене. «Пузырь» лопнул 10 марта 2000 года, в результате чего обанкротились сотни интернет-компаний.
Под текст
Тем временем активизировалась Facebook, не дожидаясь, пока конкурент наберет обороты. В конце прошлой недели создатель Facebook Марк Цукерберг пообещал показать миру кое-что поистине удивительное. В воскресенье стали известны подробности: Facebook совместно с сервисом Skype запустит функцию видеочата.
Во вторник Facebook заблокировала приложение Facebook Friend Exporter, которое позволяло собирать телефонные номера, электронную почту и другую информацию со страниц пользователей социальной сети и автоматически импортировало их в Google-контакты.
Вслед за этим Facebook планирует запатентовать функцию отметок на фото. Впрочем, Google может использовать «свой» метод распознавания пользователей на изображениях: в более ранних проектах компания использовала алгоритм, разработанный совместно с компанией Picasa.
Комментариев нет:
Отправить комментарий