Первое препятствие носит юридический характер: договор о Евросоюзе содержит положение о добровольном выходе из этого союза, но никакого примечания по поводу добровольного выхода из зоны евро в нем нет. Таким образом, страна, конечно, может выйти из ЕС и отказаться от всех видов региональных дотаций, которые, скажем, для Греции и Португалии весьма важны, но договором не предусмотрено, что государство отказывается от евро, но при этом остается членом Евросоюза.
Второе препятствие технического плана: если в стране со слаборазвитой финансовой системой переход на другую валюту особых трудностей не доставит — достаточно просто напечатать новые красивые банкноты, то для развитой современной экономики возникает в этом случае проблема совершенно другого масштаба. Подготовка к переходу на евро длилась годы, так как было необходимо, к примеру, перенастраивать и достаточно долго тестировать все информационные системы. Разом отказаться от прежних систем и перейти к новым стоило бы слишком дорого и привело бы к сбоям в платежном обороте.
Третье препятствие из области экономики: сторонники выхода из евро утверждают, что контролируемая девальвация вновь вводимой валюты возможна. Однако при этом они забывают, что все страны, которым в теории предстояло бы сделать подобный шаг, страдают недостатком доверия к ним. И верить в то, что они смогут свободно устанавливать желательный для них обменный курс, — чистейшая иллюзия. Стоимость новой валюты будут определять рынки. Когда в 2002 году Аргентина отказалась от жесткой привязки к доллару, ее правительство объявило новый обменный курс 1,4 песо (вместо 1 песо) за 1 долл. США. Полгода спустя курс равнялся уже 4 песо за 1 долл. Валюта потеряла 75% своей стоимости. Сильная девальвация, казалось бы, должна была стать гарантией в высшей степени конкурентоспособной экономики. Но она в четыре раза увеличила цену всех импортируемых товаров, что не только привело к росту бедности населения, но и лишило компании возможности покупать за границей сырье и оплачивать услуги. Если кто-то и надеялся таким образом усилить свою экспортную составляющую, то своих целей он, конечно же, не достиг.
Четвертое препятствие из финансовой сферы, и оно самое существенное. Нельзя рассуждать о конкурентоспособности, инфляции и покупательной способности без учета выраженных сегодня в евро долговых обязательств частных домохозяйств, фирм и государств. Конечно, если это внутренние долги, то конвертировать в другую валюту их можно, но в отношениях с зарубежными субъектами этого не получится. По оценке экспертов МВФ, в среднем взаимные обязательства стран зоны евро вдвое больше их годового ВВП. Таким образом, те греческие гособлигации, держателями которых являются французские и немецкие банки и по поводу которых кое-кто так сильно озабочен, есть лишь малая часть того, что стоит на кону.
Концерны, банки, страховые компании могут оказаться в ситуации, когда целые статьи в их балансах обесценятся практически до нуля, что для некоторых фирм будет означать мгновенное банкротство. Это все равно что экономический крах разыграть в лотерее.
Следует учесть, что выход из евро невозможно осуществить мгновенно именно потому, что он не предусмотрен законодательно. У вкладчиков будет время снять со своих счетов деньги, а банки смогут занять деньги у своего центробанка, чтобы разместить их в надежных странах зоны евро. Все эти сделки по защите капитала еще больше усугубят катастрофу.
Ввиду проблем, которые сейчас испытывает Греция, растут соблазны пойти каким-нибудь другим путем. Однако сценарий мягкого выхода из евро — иллюзия чистейшей воды. Если же дело до этого все-таки дойдет, то не принесет ничего, кроме хаоса, сопровождаемого развалом экономики и финансов, а также громадными социальными потерями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий