Нет, пожалуй, в медицине направления, о котором у среднестатистического обывателя более расплывчатые и предвзятые представления, чем психиатрия. И это притом, что потенциальным пациентом врачей-психиатров является, как минимум, каждый пятый украинец. Отсутствие психического расстройства, согласно формулировке ВОЗ, не является гарантией психического здоровья. Стрессы, неврозы, депрессии и прочие состояния, проистекающие от нашей неспокойной и травмирующей душу жизни, — это тоже повод обратиться к специалисту. Так что условия в психиатрических учреждениях в теории должны интересовать не только тех, кто вынужден регулярно лечиться в стационаре, но и тех, кто имеет шансы когда-нибудь попасть туда. А это каждый из нас.
Полгода республиканское отделение всеукраинской общественной организации инвалидов —потребителей психиатрической помощи «ЮЗЕР» добивалось возможности провести мониторинг, который бы показал, как в специализированных медицинских учреждениях полуострова соблюдают права пациентов. Были разработаны анкеты, предусматривающие анонимность тех, кто отвечает на вопросы; респондентов, исходя из их состояния, выбирали заведующие отделениями. Предварительно больным разъясняли, зачем нужен такой мониторинг, и заверяли, что его результаты ни в коем случае не попадут к руководству больниц. Вообще-то, общественность с выводами этого исследования планировали ознакомить в июле этого года, когда данные будут окончательно обработаны, но в общественную организацию стали поступать звонки с настойчивыми предложениями не волновать публику подобной информацией.
Как рассказал председатель крымской ячейки Андрей Федосов, полученные результаты повергли в ужас и Ассоциацию психиатров Украины, куда сразу же были предоставлены итоги мониторинга, и международные организации, поддерживавшие это исследование. «Нас допустили в 8 психиатрических больниц Крыма, — сообщил он. — И, по данным исследования, мы вынуждены признать тот факт, что почти в каждой из них младший медицинский персонал, в основном это санитары, издевается над пациентами не только морально, но и применяет физическую силу. На это указали примерно 50% опрошенных. Жалуются пациенты на грубость, неуважительное отношение, отсутствие свободного доступа к собственным продуктам. В некоторых анкетах, которые мы обработали, отмечено, что пациенты не имеют возможности даже сходить, когда им это необходимо, в туалет. В Крымской республиканской психиатрической больнице №2, что в селе Костырино Ленинского района, пациенты имеют возможность помыться не чаще чем раз в 10 дней. Одна из женщин, проходящая там лечение, пожаловалась, что для этого предоставляется ведро воды и она вынуждена в остальное время пользоваться водой, оставшейся после мытья полов. Мы там увидели настоящий кошмар: бетонный пол, грязные пододеяльники и наволочки, туалет на улице».
В другой больнице, по словам Андрея Федосова, в палате находятся 8 человек, она закрыта на замок, окна забиты наглухо, а для отправления естественных нужд служит ведро в центре комнаты. Запах, отметил председатель крымского отделения «ЮЗЕР», невыносимый, условия содержания там могут быть приравнены к пыткам. При этом большинство пациентов понятия не имеют о собственных правах, а младший медперсонал о своих обязанностях.
Андрей Федосов сообщил, что большинство крымских психиатрических лечебных учреждений охотно сотрудничали во время проведения мониторинга и с готовностью демонстрировали условия, в которых находятся пациенты. Исключением оказались медучреждения в селе Красноярском Черноморского района, психоневрологическая городская больница Феодосии и упоминавшаяся уже больница в Ленинском районе. Свои впечатления от пребывания там председатель крымского отделения «ЮЗЕР» изложил в заявлении на имя прокурора Крыма.
Справедливости ради стоит сказать, что руководству психиатрических больниц Крыма тоже есть на что жаловаться: например, на вечный кадровый голод, связанный с тем же младшим медперсоналом. Если больница находится в селе, то ситуация вообще патовая: желающих работать за более чем скромную зарплату искать нужно днем с огнем. Деньги в эту отрасль вкладываются очень скупо, на питание и медикаменты для пациентов государство выделяет даже не гривни, а копейки — лекарства же для таких больных стоят очень дорого. Как отыскивают средства на ремонт, не говоря уже о реконструкции помещений, — это отдельная история, и все зависит от хозяйственных умений руководства. Хотя в Крыму есть примеры, когда условия удалось сделать достойными, как в евпаторийской психиатрической больнице.
Психиатрию, как и всю медицину, в ближайшем будущем ждет реформирование. И специалисты по-разному к этому относятся. Будут закрывать отделения в больницах общего профиля (это уже происходит в Армянске), а пациентов переводить в 5 крымских республиканских больниц. Одни считают это благом, другие — первым шагом к разрушению структуры психиатрической помощи. Что ж, поживем — увидим.